Volkodav
10:21 22-12-2010 Больше половины россиян разочарованы своей профессией
http://news.mail.ru/society/5013118/?frommail=1

Статья одной из главных проблем на трудорынке России называет "отсталое образование". Хотя уже много лет наше образование корчится в муках, полуубитое рядом факторов, имя которым - крайний упадок престижности профессии учителя хоть в школе, хоть в ВУЗе; пропаганда всякой хренинового образа жизни из зомбоящиков; и ЕГЭ, конечно - все равно образование называет "отсталым". И даю зуб, автор как бы намекает на остатки советской системы, а не последствия вышеописанного. Образование режут-пилят несколько лет кряду, как будто до власти дорвались те самые умники, которые в школе болтали: "Да мне в жизни нафиг нигде не упрется ваша геометрия!" То "ученики устают" при порезанной на два - по сравнению с отсталой советсткой системой - программе, то...а какие еще причины упоминались-то? Не помню. Зато классный руководитель, с которым я учился лишь с 7го по 9й класс, имеет некоторое сравнительное впечатление о регрессе школьников с годами. Когда слушаю ее, хочется быть бы не столь категоричным, как она, женщина, учащая детей по меньшей мере лет 20.

Но то школа. Статья отрабатывает и по ВУЗам. В начале статьи упоминается умопомрачительное количество профессий, появившихся после 1991го года(примечание: и как до этого-то без них жили?). Автор напрямую не предлагает, но логика подсказывает: видимо, для соответствия требования бизнеса надо наделать как минимум факультетов по каждой профессии. А лучше - универститетов! И стопицот! А как программа этих вузов будет подстраиваться под изменения на рынке - это дело автора уже не касается.

Да, я додумываю невысказанное и, быть может, не собиравшееся стать таковым. Но иначе мысль остается незаконченной.

Я помню поговорку: "В ВУЗе вас учат не работать, а находить информацию. Работать будете учиться на работе". И это правильно. Даже в одной и той же профессии - системный администратор, как пример - в разных компаниях может быть совершенно различная специфика. Ходя по собеседованиям я подслушал мысль одного "опрашивающего": "Для того, чтобы представлять себе фронт работ, надо отработать на одном месте хотя бы полгода". И я с ним согласен(хотя в тот момент это утверждение неиллюзорно намекало, что я свободен искать следующую вакансию, как оно в дальнейшем и случилось). Потому что профессия не есть сферический вакуумный кусок пространства, не связанный с внешним миром. В процессе изучаешь - в первом приближении - специфику работы смежных профессий, чтобы работать было удобнее и легче. А эта связка смежных профессий напрямую зависит от структуры компании, принятых в ней правил, требований и попущений.

В итоге первое реальное знакомство с будущей профессией молодой специалист в особо запущенных случаях может получить лишь через шесть лет после начала обучения. Понятно, что шанса исправить ошибку молодости, если таковая имела место, у молодого специалиста практически нет. В итоге приходится трудиться тем, кем взбрело в голову быть в 18 лет.

Шедеврально. Мне 23, при хорошей - хотя бы нормальной - учебе я должен был в прошлом году закончить университет и стать специалистом. В силу собственной тугоумности, учиться нормально - даже хорошо - стал только сейчас. Это мой косяк. Закончу университет в 25 лет. При этом уже сейчас работаю по выбранной мной профессии. Насколько знаю, "принято" студенту устраиваться работать по будущей профессии курса этак с 3го. Хотя преподаватели это не все одобряют: видимо, сказываются воспоминания о распределении. Так в ответ на это даже у меня в МТУСИ есть центры подготовки Хуавей, Циско Системс и МТС. Вопрос, как понятно, состоит в следующем: специалисту в 23 года действительно "нет шансов исправить "ошибку молодости"?

Работодатели выпускников не жалуют, потому что их приходится доучивать за свои же деньги, да и сама молодежь слабо мотивирована на труд.
Опыт собеседований говорит: работодатель очень нервно относится к неоюходимости сотрудника учиться в ВУЗе во время работы. За 4 месяца поисков в апреле-июле 2010 года я лишь однажды столкнулся с тем, что компания предоставляет учебный отпуск. При этом каждая бьет себя пяткой в грудь, утверждая что работает по ТК. А если проще, то работодатель скорее всего откажется от студента и возьмет того самого выпусника. И будет его учить. Потому что см. выше.

Раз статья, два статья, стопицот статья такого рода - и вот уже "общественность высказывается за реформу отсталого советского образования". Того, которое давало потоком способных инженеров и ученых, продвигавших науку семью милями за шаг. Сейчас инженеров не достает. А что же рынок? Хороший вопрос. А что рынок-то? Причем он тут? Он меряется не открытиями, он меряется валютой. А непосредственно их комплируют не инженеры, потому нахер не необходимы.
Комментарии:
Леа Танака
16:32 22-12-2010
Образование...
Тут есть такой нюанс, как востребованность. Специалистов. Вторая створка данного процесса.

Приведу свой пример. После универа я устроилась работать по специальности - в Государственную Историческую Публичную Библиотеку. Библиотека уникальна. Она одна в России. Кажется, она одна и в Европе. Там ведётся не только обслуживание читателей, но и научная работа, работа с архивами, с уникальными историческими документами...

Работа в такого уровня учреждении в Европе приравнивается по престижности и оплате... ну, к хорошей фирме. Директор какого-либо отдела такой библиотеки - материально состоятельный человек, который имеет вес и уважение в обществе.

Я получала там... 2500. На наши деньги - 5000. В Москве, ага?
Наша заведующая - где-то там в районе 10 000 на наши деньги. Заведующая отделом. Классный специалист.
Они как-то поехали за счёт библиотеки в Европу, по обмен опытом. Вернулись... как оплёванные. Они не могли признаться европейским коллегам, сколько они получают.

Ну и вот. И нахер это образование? Полученное мной в одном из самых лучших учебных заведений Москвы (это было на базе Истарха, тоже уникального учебного заведения, с великолепным преподавательским составом, лучшим составом историков по Москве - точно).

Чтобы двигать науку за 5 тысяч при десяти-пятнадцати в перспективе?
Я как оператор справочной службы, низшее звено колл-центра, получаю эти самые 15. Причём это минимум.

Двигать науку забесплатно? Неа. Не буду.
Потому что это - выражение наплевательства и колоссального неуважения к типа"ценным кадрам".

Так что я даже и не планирую туда возвращаться.
В том числе - в школу. За те же деньги.
Не альтруист. Ни разу.
Volkodav
17:03 22-12-2010
Леа Танака

Я как оператор справочной службы, низшее звено колл-центра, получаю эти самые 15. Причём это минимум.

И это не единственный пример. Член бригады Ростикса или Макдака при выработке 21/8 получает примерно 18-20 тыс. Надо ли оценивать интеллектуальный груз этой работы? В 2002м считал: студент-отличник получал стипендию около 400 рублей в месяц. Сейчас, по-моему, до 2 тыс. выросла.

Не альтруист. Ни разу.

Еще бы. Жить-то надо на что-то.

Так что я даже и не планирую туда возвращаться.

Я тебя понимаю. В интернетах среди сисадминов бродит мем: "Работать в нашем банке - большая честь".

Вопрос: дело в том, что образование готовит плохих спецов или в том, что власть предержащие кладут с прибором на историю, науку и все, что чуть выше укладки асфальта и добычи ископаемых?

П.С.: В 2007м, кажется, за год работы в институте лаборантом на кафедре ТЭС на полставки(в трудовой значится "инженер 7го разряда"), зарплата выросла с 1 тысячи до 4х с 13й "новогодней" зарплатой в 10 тысяч. Может, и в твоей библиотеке что-то изменилось?

П.П.С.: Написал и сходил на сайт посмотреть. Ничего не изменилось. Раз Два
Леа Танака
17:23 22-12-2010
Volkodav
дело в том, что образование готовит плохих спецов или в том, что власть предержащие кладут с прибором на историю, науку и все, что чуть выше укладки асфальта и добычи ископаемых?

Я, честно говоря, просто не знаю, как у нас с образованием сейчас.
Я только вижу уровень той же грамотности операторов колл-центра, 2/3 из которых - студенты.
Но что там в общем и целом сейчас - не в курсе.

А государству поклать. И было, и есть сейчас.
Потому что, скажем, в дремучем 98 году у нас ещё было качественное образование. И выпускники определённого ряда вузов очень ценились... в коммерческих фирмах. И туда и шли. И идут. И будут идти. Потому что, ты правильно заметил, есть надо. А если есть семья - то не только тебе.
И не только есть. Человек не животное, в конце концов...

Ничего не изменилось
Не удивляюсь...