emergency
18:14 31-12-2010 Пластика
Под катом огромное размышление про пластичные движения в комиксах

Очень-очень давно хотел его написать.

И куча (чуть меньше сотни) визуальных примеров.

Стивен Кинг писал, что написание рассказов - это телепатия.
Автор при написании текста должен с наименьшими потерями передать мысли из своей головы в голову читателей.

Проблема в том, что мир истории - движется, в то время как текст или комикс - статичен.
(Это в некотором роде относится и к кино и мультам, но в меньшей мере.)

Магия истории состоит в том, что читатель ощущает пластику движений.
Если статичные картинки и фразы собирается у него в голове в единый движущийся пышущий жизнью образ - значит волшебство сработало.
И это я считаю высшим пилотажем в комиксах.
Может быть средняя история, слабые персонажи и никакие диалоги.
Но если есть пластика, если картинка оживает - я готов простить комиксу всё.

Итак. Теперь самое вкусное.

Примеры:
(кадры везде справа налево)
Хеллсинг. Просто почувствуйте. Переходы камер, движение персонажей, скорость движений.
[изображение]
[изображение]
[изображение]

движения мага, мельчайший эпизодик на самом деле.
но мы ощущаем каждую детальку в пластике его движений
[изображение]

Очень хорошо заметно, что лучшая пластика - работает по двум принципам.
1) Маятник
2) Пружина

Многие знают, что это стало основой для диснеевской анимации.
Смысл маятника в том, что движение вперёд ощущается значительно сильнее, если перед ним идёт "оттяжка" назад.

Вот пример движения маятником. Мы ощущаем бросок карты максимально мощно, потому что перед ним идёт "оттяжка" карты в сторону:
[изображение]

Движение пружиной состоит в том, что персонаж сначала тормозит, а потом резко пружиной выскакивает вперёд. Вот пример:
[изображение]

Есть комбинированные движения. Ощутите, насколько мощно ствол врубается в руку:
[изображение]

Ещё более сложная ситуация - когда пружинные движения совмещены с переходам сюжета:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Ещё один эпизодик. Тоже обращайте внимание на каждое мельчайшее движение персонажей. мангака не упускает ничего. Переходы сюжета, пластика, переходы камеры, тайминг. Он держит в руках всё. Вы даже можете ощутит играющую музыку:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Более сложная сцена. Церес впервые пробует кровь. Ощутите передачу напряжения в пределах одной единственной страницы. Вы чувствуете как она дрожит. Чувствуете как колеблется. А ведь этого всего нет на рисунках:
[изображение]

И наконец, однозначно лучшая постановка Хеллсинга. Даже не обращайте внимания на реплики. Смотрите одни кадры:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Ещё моментик из другого эпизода:
[изображение]

И ещё. обратите внимание, что мы видим траекторию взмаха руки, видим движение нитей. А они ведь только в одном кадре:
[изображение]

И ещё. Хеллсинг это однозначной лучший пример пластики движений и тайминга из всех, что существуют:
[изображение]
[изображение]

Ранма. (здесь слева направо) Опять же. Мы видим до мелочей движения обоих героев. Обратите внимание что пружинное движение совмещено с переходом на следующую страницу. То время, пока читатель перелистывает, добавляет тайминга и длеает удар ещё мощнее:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Ещё вариант - пружинное движение делается во время боя. При этом тот, кто его делает, не замедляется - а делает несколько уклонов перед ответной атакой и благодаря уклонам атака выглядит сильнее:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Такахаши - однозначный мастер своего дела, совмещает пластичные сцены с настроением:
[изображение]
[изображение]

Совсем мелкий пример. Два кадра. Между ними нет указателей - как Ранма двигался. Но мы видим и прыжок, и кувырок, и приземеление и паузу. Движение максимально пластично при минимуме информации в кадре.
[изображение]

Конечно пластика используется не только в боёвках. (Просто в боёвках она заметнее.)
[изображение]

Очень хорошо заметно, что большинство комиксистов, пытающиеся делать пластичные движения - выдыхаются после первого-второго томиков. Хеллсинг к примеру выдохся. Но не иппо.
Я взял наугад первый попавшийся томик (здесь и далее до конца снова справа налево).
Ощутите насколько мощными ощущаются удары. Как чётко прослеживаются движения всех героев:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Обратное пружинное движение, когда пружина не резко выскакивает, а наоборот резко разряжается:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Маятник:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Мелкий обмен ударами. Опять же - чёткая пластика. Мангака контролирует ситуацию:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Но в Иппо не редко идут значительно дальше. Маятниковые движения тут выстраиваются в цепочки обманок:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Драгонболл. Пружинное движение с переносом страницы:
[изображение]
[изображение]

Ещё. В отличие от Иппо и ранмы, ощутите насколько просты и естественны движения героев. Насколько просто они "просекаются":
[изображение]
[изображение]

И ещё:
[изображение]

Первое появление камехамы. Пружинное движение с задержкой и переносами страниц:
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Драка с бандитами. Движения герое насколько естественны, что даже не замечаешь, где оттяжки, е чувствуешь пауз. Они все складываются в единое общее пластичное движение:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

И ещё. Страничка. Насколько просто и естественно:
[изображение]

И ещё дуэль:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Фуллметал алхемист. Маятник. И едва заметный но стильный переход сцены после него. Мы ощущаем, как прошёл это переход. Все мельчайшие движения.
[изображение]

И ещё. Это даже не экшн. Но насколько пластично:
[изображение]

Тут отдельно обратите внимание - что мужик с пистолетом разворачивается. И у нас в голове выстраивается ведь его разворот, мы видим как он взмахивает рукой при развороте. А в комиксе ничего этого нет. Весь разворот целиком пропущен и только подразумевается:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Ещё.
[изображение]
[изображение]

Самая известная сцена алхемиста. Всем пофиг, что так двинуть ногой Элрик не мог чисто физически. Мы всё равно видим и ощущаем удар:
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]

Снова хеллсинг
[изображение]
[изображение]

Крутость хеллсинга в том, что тут пластично выстраиваются мельчайшие филигранные движения:
[изображение]

Известный маятниковый удар с оттяжкой:
[изображение]

Алхемист. Скрытое пружинное движение. Мы даже не ощущаем, что оно пружинное. Зато ощущаем как искра проходит по Элрику:
[изображение]

Да кстати вспомню дисней. Посмотрите на движения девочки. Вообще американские комиксы значительно менее пластичны, чем японские, но здесь отличный пример. Тоже маятник, да.
Обратите внимание, насколько невнятно выглядит удар сковородкой. Почему? Потому что нет маятника:
[изображение]
Комментарии:
Aleosha
22:54 31-12-2010
Удивлен, что ты обошел вниманием One Piece. В остальном - отличная подборка.
emergency
02:32 01-01-2011
ну я ванпис считаю не таким пластичным
то есть там боёвка более такая классическая для японцев
перс выкрикивает приём, показывается применение приёма
потом показывается контрудар

и бой разваливается на гипотетические приёмы/контрудары с выкрикиваниями

в то время как в ранме/драгонболле/хеллситнге/алхемисте - бои цельные
morbid
17:42 01-01-2011
а как же гитс?
emergency
17:56 01-01-2011
в гитсе с полнейший пипец с пластикой

есть несколько отдельных моментов - к примеру известный прыжок Мотоко из окна с уходом в невидимость

всё остальное разваливается на отдельные статичные части

и тайминг и динамика и переходы камер гитсом вообще не держатся

имхо
meat_eater
10:26 03-01-2011
Текст замечательный, только у меня открывается 30% картинок, остальные приходилось в отдельных окнах просматривать.
emergency
15:53 03-01-2011
ну, чо я могу сказать

у миня фсё путём)