Solo007
17:47 04-07-2011
Моделируем пресуппозиции (3) воронка пресуппозиций для описания РЕЗУЛЬТАТА
http://community.livejournal.com/me...ice/153112.html
http://community.livejournal.com/me...tice/86793.html
http://community.livejournal.com/me...ice/141791.html

Уточнение1 результата

Хорошо сформулированный результат будет достигаться без усилий и бессознательно, обходя возможные возражения, отлагательства и препятствия. Чтобы быть хорошо сформулированным, результат должен удовлетворять определенным условия . Одно из главных условий состоит в том, что он не должен препятствовать или мешать достижению других имеющихся у вас желаний или намеченных результатов.

Первая вещь, которую вы должны осознать, состоит в том, что любое изменение, неважно, насколько оно чудесное, повлечет за собой некоторую потерю. Это может быть незначительная потеря, или жизненно важная для вас, но каждое изменение всегда будет иметь свою «обратную сторону». Например, если вы переедете в более симпатичный дом, такое изменение места жительства может означать, что вы будете дальше от своих любимых деликатесов, или ближе к шумному шоссе, или это может значить, что вы будете постоянно озабочены и беспокоиться по поводу возросших финансовых обязательств. Зная о том, что в каждом изменении есть своя «обратная сторона», вы сможете настроиться на заблаговременный поиск того, в чем же она заключается, чтобы она не стала для вас сюрпризом потом. Когда вы изучили последствия, вы можете либо подготовиться к ним, или же изменить результат так, чтобы избежать их.

Есть и несколько других критериев достижимого и удовлетворяющего результата. Вы можете использовать вопросы и утверждения приведенного ниже плана, чтобы изучить любой из желаемых вами результатов. Если вы делаете эту процедуру с кем-то еще, задавайте этому человеку вопросы, набранные курсивом. Продолжайте задавать их, пока вы не убедитесь в том, что человек ответил на вопросы полностью, и что вы узнали именно то, что этот человек и подразумевал. Ниже как пример результата я буду использовать желание публично говорить перед группой людей.

1. Желаемое состояние
1.1. «Что вы хотите?» «Я хочу говорить публично, не теряться, не замолкать и не забывать, что именно я хочу сказать.»
1.2. «Это сформулировано в виде утверждения?» - т. е. то, чего вы хотите, а не то, чего вы не хотите. «Я хочу чувствовать себя комфортно, когда говорю публично, быть способным легко вспоминать то, что я хочу сказать»
1.3. «Это будет начинаться вами и контролироваться вами?» - Без волшебных вмешательств кого-то или чего-то, находящегося вне вашего контроля, например, без выигрыша в лотерею. «Неважно, в какой я буду ситуации, я всегда смогу поддерживать комфортное состояние, как будто бы я говорю с другом или маленькой группой друзей.»
1.4. «Дайте мне уточненное описание этого в сенсорных терминах и\или поведенческую демонстрацию того, чего вы хотите». Уточните это так, чтобы любой другой узнал то, чего именно вы хотите. «Я хочу чувствовать себя так, как я разговариваю с вами сейчас. Я буду дышать нормально, буду внимательным и способным вспомнить то, о чем я хочу сказать, и говорить чисто и убедительно.» (Описание в сенсорных терминах будет критерием для всех условий, перечисленных ниже.)
1.5. Выбран соответствующий объем2 опыта. «Дайте мне пример того, чего вы хотите» «Я хочу чувствовать себя комфортно, выступая на совещаниях по сбыту, где участвуют около 10 человек» (вместо «Я хочу, чтобы мне было комфортно во всех ситуациях»).
1.6. Метарезультат (см. ниже). «Когда у вас это будет, что это вам принесет? Что вы от этого получите?» «Я буду чувствовать удовлетворение от того, что мои взгляды известны другим, и буду способен с пользой влиять на групповые процессы.»

2. Свидетельства достижения
2.1. «Как вы узнаете о том, когда получите это? Какие конкретно свидетельства \ факты дадут вам знать, что вы достигли этого?» «Я буду способен чувствовать себя комфортно, легко вспоминать то, о чем я хочу сказать, и ясно выражаться.»
2.2. Уместная и своевременная обратная связь. «Какие конкретно свидетельства дадут вам знать, что вы делаете прогресс на пути к вашей цели?» «Я буду видеть, как другие люди внимательно слушают то, о чем я говорю, и их вопросы буду указывать мне на то, что они поняли мои слова.»

3. Контекст
3.1. «Где, когда и с кем я хочу этого?» «Я также хочу быть способным проводить презентации перед большими группами — около ста коллег — на национальных конференциях.»
3.2. «Какие конкретно ключи (в сенсорных терминах) будут запускать новое поведение или состояние?» «Когда я пойму, что настало время говорить, и я увижу, что эти лица обернулись и выжидающе смотрят на меня».

4. Экология (Конгруэнтность) «Как желаемый результат повлияет на другие аспекты вашей жизни, и положительно, и отрицательно? Есть ли какая-либо часть вас, которая имеет хоть одно возражение против достижения этого результата?» «Будь я способен это делать, мой начальник попросил бы меня ездить на конференции, и я буду вдали от своей семьи большее время, чего не хотелось бы», и т. д. Здесь:
4.1. Ограничьте результат соответствующим контекстом, или
4.2. Скорректируйте результат так, чтобы он подходил к большему числу различных контекстов, или
4.3. Научите человека поведенчески успешно справляться с нежелательными последствиями (в вышеприведенном примере это способность вежливо и уважительно отказываться от просьб начальника больше ездить на конференции).

5. Препятствия. «Что удерживает вас от того, чтобы иметь этот желаемый результат сейчас?» «Я становлюсь нервным, от этого мои руки трясутся, а голос дрожит, и я иногда забываю, что говорить», и т.д.
6. Существующие ресурсы. «Какие ресурсы, из уже имеющихся у вас, будут поддерживать достижение результата?» «Я чувствую себя уверенно, когда говорю с вами и маленькими группами друзей, где у меня нет трудностей с вспоминанием того, что я хочу сказать, поэтому я знаю, что способен сделать это,» и т.д.
7. Дополнительные ресурсы. «Какие еще ресурсы вам нужны для того, чтобы получить этот результат?» «Мне нужно научиться чувствовать себя комфортно в больших группах и найти какой-нибудь способ напоминать себе о том, что я хочу сказать. Это будет поддержка в том случае, если я собьюсь с хода мыслей», и т.д.

8. Шаги
8.1. Путь. «Как вы собираетесь получить это?» «Я начну практиковаться в очень маленьких группах из двух-трех человек, и я буду воображать, что они все мои близкие друзья.»
8.2. Альтернативы. «У вас есть больше, чем один путь к достижению результата?» (Чем больше альтернатив, тем лучше.) «Я также могу начать, понемногу рассказывая мои детям о динозаврах, или предоставляя финансовые данные школьному комитету,» и т.д.
8.3. Разделение на шаги. «Первый шаг — конкретизирован и достижим? А последующие?» «Я могу записаться на курсы ораторского искусства, где совсем нет риска, и я могу начать с очень коротких презентаций, где легко можно запомнить все, что я хотел сказать. Затем, я могу давать более долгие презентации, и использовать карточки с ключевыми словами, которые будут помогать мне вспоминать» и т.д.

Метарезультат. В каждом случае, когда в ходе данного процесса вы предвидите, что ваш результат будет иметь очевидные тяжелые последствия (убийство, самоубийство, финансовый крах и т. д.), выявите результат этого результата (т. е. «метарезультат»), задавая вопросы: «Что это сделает для вас?» или «Что вы получите, если сделаете это?». Задавайте вопросы, пока не получите результат, который, на ваш взгляд, является позитивным и непроблематичным. Выявление метарезультата придаст вам гибкости в поисках конкретного поведения, которое даст вам то, что вы по-настоящему хотите (метарезультат) без тех недостатков, которые имел первичный результат, который вы думали, что хотели достичь.