Тарантул
03:04 15-03-2012 S.N.U.F.F
[изображение]

Странное подчас ощущение возникает в жизни. Сюрреалистическое. Представьте, что в новостях вы слышите: "Вышла новая повесть Салтыкова-Щедрина". или "В магазинах появилась новая книга Джонатана Свифта". Вы приобретаете книгу и думаете "Ну, что там новенького этот шельмец написал..."

Виктор Пелевин - живой классик, это давно стало понятно. Есть "современная русская литература" и есть Пелевин. Лет через сто его избранные произведения будут изучать в рамках обязательной школьной программы. И то, что мы с произведениями классика знакомимся постепенно, по мере написания, в режиме "realtime" - это сюрреализм.

Другое дело, что у всех бывают и творческие спады. Все эти "шлемы ужаса" и прочие "ананасные воды" вскоре позабудутся. Но "S.N.U.F.F." - другое дело.

Столько сильного произведения, на мой взгляд, у Пелевина не было со времен "Чапаева и Пустоты". Да, в моём личном топе "Снаф" стоит теперь прямо за "Чапаевым...", опережая и "Жизнь насекомых", и даже "Generation П".

"Снаф" глобален. Антиутопия далекого "пост-информационного" будущего, через много-много сотен лет. Бесконечная череда войн (с трехзначными порядковыми номерами) между дикой Уркаиной (сибирским государством орков, раскинувшимся в живописном краю пальм и свалок) и технологичным Бизантиумом, чей огромный шар с тридцатимиллионным населением эдакой Звездой Смерти на многие столетия завис прямо над оркской столицей Славой. Детальность описания мира и масштабность подхода в целом, ранее несвойственная Пелевину, впечатляет.

"Снаф", что называется, "дружелюбен к пользователям". Там нет ни единого нарко-трипа, философские размышления наглядны и разжеваны дальше некуда. Сюжет развивается стремительно и изобилует крутыми виражами. Описания масштабных боевых действий ВНЕЗАПНО впечатляют. Роман отчаянно косит под "обычную" социальную фантастику, и это неплохо у него получается! Пожалуй, это лучшая книга для первичного знакомства с Пелевиным.

"Снаф" остр и актуален. Досталось всем - патриотам и либералам, террористам и государственникам, Америке с Ливией и олигархам с Лондоном, масс-медиа и спецслужбам, киношникам и военным, интеллигентам-"говнометариям" и священникам, политикам и обывателям... Действительность узнаётся в каждом причудливом элементе романа, как бы завуалированно и как бы шиворот-навыворот они не были показаны. И через это ясно, что показанные проблемы и ситуации - вечны, меняются лишь названия и определения. Ну а играть с названиями и определениями Пелевин мастер.

"Снаф" интересен и причудлив. Буйная фантазия автора выплескивается на каждой странице, описывая далекое будущее, так похожее на настоящее. Боевые телекамеры и 3D-города, небесные бизнес-цитадели и мобильные рекламные лабиринты военного назначения (я уже не говорю о маниту, маниту и Маниту ).

"Снаф" глубок и вместе с тем ироничен. Проходящая через весь роман изящно обыгранная попытка забраться в душу женщины не скатывается в вульгарность, а набирает обороты и в лучших (или худших ) пелевинских традициях трансформируется в поиски "смысла жизни". Я всё ждал, когда раздастся неизменное со времен "Чапаева..." - "вокруг лишь пустота, мир - лишь ощущения". Ан нет, то ли авторская самоирония, то ли и правда новая идея "на века", но - "мир абсолютно реален, а вот человека нет".

Хорошо было бы что-нибудь процитировать, но я, право, теряюсь. Это не Довлатов и не Веллер, вырванные из контекста описанного мира цитаты (и даже абзацы) ни о чём не скажут. Это надо видеть целиком. Надо читать.

Классика, как-никак. Классика не только пост-модернизма и социальной сатиры, но и русской литературы в целом.