slightlymad
11:20 18-07-2012
ВЫСТРЕЛ В УПОР ОТ ЖОРЖА ПЕРЕКА

"С возрастом ты понимаешь, что практически все банальности, клише и расхожие мнения верны. Время действительно идёт быстрее с каждым прожитым годом. Жизнь действительно очень короткая – как об этом и предупреждают с самого начала. И, кажется, в самом деле есть бог." Д.Б.

Да, некоторые вещи ты понимаешь только с возрастом. Только на собственном опыте.

Две истины, открытые мной с годами, хотя мне о них говорили с самого начала.

1. Книги нужно перечитывать. Особенно те, которые возмутили в 18 лет.

2. Не все, что мы проходили в универе, скучно, бесполезно, академично и по доброй воле читать нельзя.

Выстрелил Жорж Перек. "Вещи".
Такое обличительное и беспощадное изображение общества потребления 60-ых со всеми его слабыми местами и безнадежной перспективой.

Местами очень поэтично и красиво. О любви к кино молодежи, о нежелании падать жертвами системы, устраиваться на постоянную работу, иметь постоянный график, жесткий режим - хотя в душе они самые настоящие ее жертвы. О стремлении к счастью. Материальному, но о другом общество им не поведало.

Пока читала, узнавала всех своих знакомых. И где-то себя, конечно. Вот прямым текстом про меня образца пятилетней давности.
"Они редко посещали концерты, а театр и того реже. Но они постоянно встречались, не сговариваясь, в Синематеке, в кино "Пасси", "Наполеон" или в маленьких кинотеатрах -- таких, как "Курзал" на улице Гобелен, "Техас" на Монпарнасе, "Бикики", "Мексике" на площади Клиши, "Альказар" в Бельвиле и многих других близ площади Бастилии или в Пятнадцатом округе; эти невзрачные, неблагоустроенные залы посещали одни безработные, алжирцы, старые холостяки да завзятые синофилы, потому что там можно было увидеть -- правда, безобразно дублированными -- те дотоле невиданные ими шедевры, о которых они слышали еще пятнадцатилетними, или те фильмы с репутацией гениальности, список которых они с давних пор держали в голове, но все никак не могли увидеть."

Рекомендую всем до 30 лет прочитать эту книгу. Если вы не боитесь, как говорил Кортасар, посмотреть в колодец и увидеть свое лицо, неумытое.

Они пытались бежать.
Невозможно жить долгое время одними мечтами. Слишком напряженная жизнь в этом мире, который обещает золотые горы и ничего не дает. Их терпению пришел конец. И однажды они поняли, что им нужно убежище.
Их жизнь в Париже топталась на месте. Они никуда не продвигались. Иногда они представляли себе, стараясь перещеголять друг друга обилием подробностей, расцвечивавших обычно каждую их мечту: вот он, сорокалетний хозяйчик, владелец сети предприятий, торгующих вразнос ("Защита семейного очага"; "Мыло -- слепым"; "Нуждающиеся студенты"); она хорошая домашняя хозяйка, в квартирке у них чистота, есть телевизор, машина, есть излюбленный семейный пансиончик, где они проводят отпуск. Или, наоборот, и это было куда мрачнее, состарившиеся представители богемы, в свитерах и бархатных штанах, просиживают они каждый вечер на одной и той же террасе кафе бульвара Сен-Жермен или на Монпарнасе, кое-как перебиваются от случая к случаю, ничтожные до кончиков своих черных ногтей.


Но внимательно прочитайте последний абзац книги. С ним и без него - это два разных произведения.