pakt
10:44 03-12-2013 Забавная версия: художественный вкус как теория заговора
Условия: 17 век, аристократия беднеет, буржуа богатеют.

Социальный запрос: найти способ чесания чсв в условиях, когда нищебродство внезапно становится спутником привилегированного класса, и размытый имущественный ценз не позволяет отличить быдло от небыдла.

Решение: тонкая душевная организация аристократии, обусловленная голубой кровью и врожденными, передаваемыми по наследству талантами, даёт художественный вкус, недоступный быдлу.

Собственно поэтому, мол, концепция художественного вкуса оформляется именно к концу семнадцатого века, а не раньше. Буржуазия наступает на пятки, ага.
Комментарии:
Ватрушка
12:35 03-12-2013
а вы читали статью Вольтера "Вкус", которая вошла в его философский словарь?
там про это тоже очень есть. ну не в смысле выводов, а про решение)
pakt
13:06 03-12-2013
Babushka пока Кант и Гегель; Вольтер чуть попозже.
z_g
17:36 05-12-2013
Заговор - ерунда, слишком сложно для разрозненной массы людей.
Но для многих людей необходимое условие существования - ощущение превосходства над другими. Хоть в чем-то.
pakt
18:44 05-12-2013
z_g тут "заговор"-то не в буквальном смысле, под ним понимаются меняющиеся социально-экономические условия.
z_g
16:45 06-12-2013
Мне кажется что наибольшее влияние на изменения в отношении к искусству стал отрыв искусства от цели его существования. Примитивно говоря искусство в Европе стало цениться само по себе, вне зависимости от его применения, как инструмента.
В этом истоки этого: http://i065.radikal.ru/1308/42/5869a73c5be5.gif
pakt
17:36 06-12-2013
z_g так ведь должна быть причина для "отрыва". До определённого, относительно недавнего момента, искусство было строго утилитарным, потому что его развитие оплачивалось небольшим количеством людей. Поэтому с появлением буржуазии изменилось и искусство, поляна стала шире. Да и про цель существования тоже можно поспорить. Искусство, в общем-то, всегда было самовыражением, и ограничителем всегда выступало бабло.

А тут, в общем-то, не отрыв никакой, просто начался поиск форм существования. Больше людей вовлекалось в процесс воспитания и образования, публика становилась всё более искушённой, в таких условиях приходится развиваться. Танец дорос до балета, музыка постоянно усложнялась, да и всё искусство в целом. В общем, для меня это не выглядит, как отрыв.