Сойка
00:38 30-12-2013 оттенки серого
Справедливость – это идея. В мире идей она что-то значит, но в нашем – нет ©


Зачем учить детей морали, если в мире действуют другие законы?

Мне приходит в голову ответ, связанный с контролем. Говоря "мораль", я имею в виду сейчас нормы этики и порядочности: взятки это плохо, оскорблять людей плохо, обижать слабых, лжесвидетельствовать, подставлять, нарушать закон, превышать полномочия, лицемерить и т.д. Люди, которые ведут себя хорошо, послушны и предсказуемы. Они не доставляют неудобств.

Второй вариант - контроль, но с обратной полярностью. В идеале, если долго всех учить вести себя правильно, глядишь, все станут так себя вести. Самоорганизация общества: тебя загонят в привычные рамки. Я видела, как это происходит в Европе. Люди на улице считают нормой сделать тебе замечание, если ты нарушаешь порядок, даже в мелочах. Особенно в мелочах.

Жизнь, тем не менее, сложнее всяких правил. Лампочка за красным стеклом не остановит несущийся автомобиль. Иногда проще договориться. Тогда начинаются игры, и хорошие игроки выигрывают, иногда даже к всеобщему благу. Как же быть? Разрешать отступать от правил в мелочах и только? Кто проведет грань, где кончаются мелочи? Следовать здравому смыслу? Пример из головы. Вор в законе держит под своим контролем часть города, в том числе органы правопорядка, торговцев, преступников. В районе спокойно, более-менее, но он вор и даже хуже. Посадить его? Свято место пусто не бывает. Вместо сытого и знакомого хищника придет чужой и голодный. Значит, позволить ему жить и раз в год привязывать к столбу девственниц? Что говорит здравый смысл? И зачем учить детей морали в мире, где возможно такое?

Я дурю, в моей логике есть какой-то изъян, которого я не замечаю. Интересно послушать других.
Комментарии:
Annouchka
01:45 01-01-2014
Классический конфликт интересов.

Правила нарушать выгодно, когда другие эти правила неукоснительно соблюдают.
Довольно весело (хотя и крайне дорого) ездить быстро в Финляднии, и очень страшно делать это в Египте.

Так как мы и дети -- часть общества. необходимо объяснять им в чем состоит общественное благо, в чем нам выгодно, чтобы оно соблюдалось, и какой посильный вклад мы хотим/можем в это внести. А также какие последствия ждут нас, если этот вклад не вносить.

Правила/общественный договор выгодно нарушать только на кроткой дистанции. на длинной -- это проигрыш.