pakt
15:18 28-06-2016
...Кэмпбелл (Campbell, 1965) предположил, что такие случаи представляют собой «реалистич­ные» конфликты, так как они основываются на борьбе за реальные ре­сурсы. В своей теории реалистичного группового конфликта (ТРК) Кэмп­белл говорит о том, что, когда две группы соперничают за обладание не­достаточными ресурсами, у одной появляются чувство враждебности и предубеждения по отношению к другой.

Классической демонстрацией правильности предсказания Кэмпбелла является работа Шерифа и его коллег (Sherif, Harvey, White, Hood, & Sherif, 1961). Они провели экс­перимент с группой, состоящей из 22 одиннадцатилетних мальчиков, которые собирались в летний лагерь в национальном парке «Робберз Кейв». Шериф разработал всю эту программу с лагерем в качестве опыт­ной проверки ТРК и предварительно получил разрешение от родителей и администрации школ зачислить мальчиков в экспериментальную груп­пу. Мальчиков отбирали на основе сходного (выше среднего) уровня IQ (средний балл 112), успешной учебы в школе и отсутствия физических, психологических или эмоциональных проблем. Конечно, испытуемым не сообщили, что целью их пребывания в лагере было изучение принци­пов ТРК. Шериф подготовил вожатых. Основным требованием было то, что они не должны были вмешиваться (в пределах разумного) во взаи­моотношения ребят, позволяя им выбирать, чем бы им хотелось зани­маться и т. д. Шериф планировал, чтобы одиннадцать мальчиков поеха­ли в лагерь на одном автобусе и разбили лагерь в одном конце парка, не зная о том, что с противоположной стороны находилась другая группа из одиннадцати ребят.

Во время первой фазы эксперимента, которая продолжалась одну не­делю, мальчики не подозревали о существовании другой группы. Шериф хотел, чтобы у них сформировалась внутригрупповая идентичность и чтобы они принимали участие в занятиях, которые способствуют разви­тию дружеских отношений, группового единства и преданности. Каж­дая группа выбрала себе название (одни назвали себя «Орлы», а вто­рые — «Громобои»); ребята разбивали палатки, накрывали стол, взбира­лись на плотины, ставили знаки и т. д. После начальной стадии одну группу познакомили с другой. Во время второй фазы Шериф объеди­нил две группы, чтобы они приняли участие в нескольких спортивных состязаниях, после которых победившая команда получит групповой приз размером в пять долларов, а каждый член команды — медаль и карманный ножик.

Таким образом, мальчики боролись за недостаточный ресурс. В соответствии с предположением ТРК, во время этой фазы мальчики начали довольно ярко проявлять предубеждения по отноше­нию к чужой группе. Они называли членов другой команды «трусами» и «вонючками», а своих одногруппников описывали как «смелых» и «дружелюбных». Они совершали налеты на коттеджи, где жили против­ники, и воровали у них вещи. Их неприязнь к членам чужой группы проявлялась в предубежденных чувствах и стереотипах по отношению к этой группе. Когда мальчиков просили назвать своих друзей, они неиз­менно перечисляли только Членов своей группы. В конце второй фазы
объявили название победившей команды («Громобои») и вручили призы. Во время третьей, заключительной, фазы эксперимента в лагере Ше­риф хотел снизить уровень предубежденности, вызванной соревнова­нием. Вначале он решил проверить гипотезу контакта, согласно кото­рой предубеждения можно устранить (или уменьшить), если две группы будут общаться (Allport, 1954).

Эта гипотеза основывается на предположении, что поскольку предубеждения часто порождаются невежеством и страхом, то если люди станут общаться с представителями чужой груп­пы (с которыми они почти не соприкасаются в обычных условиях), они сними подружатся, а их предубеждения пойдут на убыль. Чтобы проверить правильность данного предположения, в кафетерии лагеря мальчиков попросили сесть через одного вместе с ребятами из чужой группы. К со­жалению, это привело не к снижению предубеждений, а к драке между группами прямо за столом. Уровень предубежденности ребят все еще оставался высоким.

Тогда Шериф решил проверить еще одно предполо­жение теории реалистичного конфликта. Кэмпбелл (Campbell, 1965) выдвинул гипотезу, что когда цели двух групп совместимы, установки одной группы относительно другой будут более терпимыми, а возмож­но и дружескими. Для проверки Шериф предложил две ситуации, в которых цели обе­их групп были совместимы. В обоих случаях нельзя было добиться цели без помощи второй группы. Следовательно, всем ребятам нужно было работать сообща, чтобы достичь, как выразился Шерман, цели высшего порядка. Теоретически, цель высшего порядка должна была способство­вать стиранию различий между собственной и чужой группами и заста­вить мальчиков переосмыслить свою групповую принадлежность в пользу объединенной, нераздельной группы (и, следовательно, отвергающей их прежнюю раздельную групповую принадлежность или, по крайней мере,
приписывающей ей не такую важную роль). В первом случае была обна­ружена неисправность в системе водоснабжения лагеря (кран резервуа­ра с водой забил бумажный пакет). Мальчики попытались решить проб­лему сообща, обсуждая различные идеи о том, как удалить затор из кра­на, и достигли успеха. Во втором случае Шериф организовал поломку автобуса, на котором ребята должны были возвращаться домой. А имен­но: мальчикам сказали, что он никак не заводится. Они работали вместе и на этот раз, чтобы придумать, как завести его (вручную — толкать ав­тобус вперед, чтобы водитель попытался включить зажигание). Они ре­шили прицепить веревку, и все ребята стали тянуть автобус, так что води­тель смог его завести. После этих событий Шериф и вожатые заметили поразительный спад (или даже отсутствие) враждебности между группами. И в самом деле, каждая группа начала положительно относиться к пред­ставителям чужой группы, а некоторые с ними даже подружились. В ка­честве эпилога этого классического эксперимента скажем, что, отправ­ляясь домой, ребята захотели ехать на одном автобусе, а не на двух, а
«Громобоои» решили потратить свои пять долларов на мороженое для всех.

В ходе последующих исследований в лабораторных и естественных условиях были получены данные, подтверждающие ТРК (Brown, 1995; Jones, 1997). Однако критики отметили наличие двух проблем (Brewer & Brown, 1998). Во-первых, дальнейшие исследования показали, что отож­дествление с собственной группой труднее разрушить, чем можно поду­мать, судя по данным, полученным Шерифом и его коллегами (Sherif et al., 1961). Таким образом, даже несмотря на то, что у двух групп может возникнуть мотивация работать сообща для достижения цели высшего порядка, у них сохраняется тенденция отождествлять себя со своими отдельными группами, а не с одной, большей по размеру, группой. Так, становится еще труднее отказаться от употребления слов «свои» и «чу­жие» и, как следствие, гораздо сложнее искоренить связанные с этим предубеждения и стереотипы о чужих группах. Однако в своей недав­ней работе Хорнси и Хогг (Hornsey & Hogg, 2000) настаивают на том, что сохранение идентичности своей отдельной группы — это не тольконормальное явление, но и неотъемлемая часть гармонии межгрупповых отношений. Эти исследователи говорят о том, что пока группам удается сохранять идентичность своей группы и удачно находить ей место в «контексте связующей идентичности высшего порядка» (с. 143), веро­ятность межгрупповой напряженности будет в большой степени сниже­на.

Вторая проблема состоит в том, что еще до того, как «Громобои» и «Орлы» должны были официально состязаться за призы, у них появи­лось желание (почти сразу после того, как они узнали о существовании другой группы) бороться с «ними» и победить. Вспомним, что подоб­ные факты не соответствуют ТРК, так как, согласно этой теории, враж­дебные чувства к чужой группе должны появляться только тогда, когда собственная группа состязается с чужой за недостаточный ресурс. Не­ которые исследователи, такие как Фиске и Рашер (Fiske & Rusher, 1993), Пердью и его коллеги (Perdue et al., 1990), предположили, что одно лишь представление о человеке как о члене «чужой группы» может вызвать не­гативные эмоции у субъекта восприятия. Такая гипотеза хорошо объяс­няет несоответствие результатов, полученных в ходе эксперимента Ше­рифа и его коллег, и говорит в пользу все больше распространяющейся концепции об автоматизме стереотипизации и предубеждений.