Elisa
13:54 08-03-2017
Рождение свыше начинается с покаяния и уверования в Бога. Частая исповедь ещё не говорит о покаянии. Покаяние по-гречески - μετάνοια - перемена сознания, обращение, которое ведёт к преображению. Если говорить о вере, то верующие почти все. Совсем неверующих людей очень мало, потому что где-то в глубине у каждого человека вера есть. Можно ли об этих людях говорить как об уверовавших? Уверовать надо и верующему тоже. Вера - это некий фон, в котором существует душа всякого человека. Уверование - это некое событие, это не просто что-то абстрактное и отвлечённое. Если этого уверования в жизни человека не было, то говорить о рождении свыше очень сложно. Уверование это когда душу касается Дух Святой, это когда душе открывается Царствие Божие, это когда вера переходит из Символа Веры в сердце. Очень часто люди, посещающие храм и участвующие в церковных богослужениях, не пережили этого уверования, поэтому наряду с храмом у них тоже может быть всё что угодно: можно ходить в храм и откровенно жить в грехе, участвовать в различных культах, гадать, ворожить, материться, курить, напиваться допьяна... Уверование - это некое событие, о котором можно сказать: "Это было ... числа... года", даже можно сказать в каком часу это случилось. Это реальное, конкретное событие, и если такого реального конкретного события в жизни ещё не было - тогда есть основания подумать - рождены ли мы свыше.
Покаяние, обращение предполагает, что в ту сторону, которую ты шёл - больше ни шагу. Покаяние - это разовое в жизни событие. Является ли это событие тем, от которого идёт счёт времени? Те, кто говорят - "мы всегда веровали" - скорей всего ещё и не начали. Нет духовного роста, нет преображения. Человек, который пережил покаяние, жить грехом больше не может. Что тогда наше христианское "всегдашнее" покаяние? То покаяние, о котором очень много говорят Святые отцы - это духовная жизнь христианина, жизнь человека, который покаялся и с грехом навсегда порвал, но на этом пути его ждут очень много искушений и испытаний, и в преодолении этих искушений и испытаний он очень часто получает раны. Это и есть предмет христианского покаяния. Когда покаяние становится непрерывным состоянием души, когда не успевает греховная мысль или греховная порочная страсть коснуться ума и сердца, как в душе, как реакция - мгновенное покаяние.

протоиерей Геннадий Фаст