Сойка
20:52 14-04-2018 Давид Гроссман, "С кем бы побегать"
Следующая книга. Пара слов об авторе.

Сюжет. "По улицам Иерусалима бежит большая собака, а за нею несется шестнадцатилетний Асаф, застенчивый и неловкий подросток, летние каникулы которого до этого дня были испорчены тоскливой работой в мэрии. Но после того как ему поручили отыскать хозяина потерявшейся собаки, жизнь его кардинально изменилась в нее ворвалось настоящее приключение. В поисках своего хозяина Динка приведет его в греческий монастырь, где обитает лишь одна-единственная монахиня, не выходившая на улицу уже пятьдесят лет; в заброшенную арабскую деревню, ставшую последним прибежищем несчастных русских беспризорников; к удивительному озеру в пустыне. По тем же иерусалимским улицам бродит странная девушка, с обритым наголо черепом и неземной красоты голосом. Тамар певица, мечтавшая о подмостках лучших оперных театров мира, но теперь она поет на улицах и площадях, среди праздных прохожих, торговцев шаурмой, наркодилеров, карманников и полицейских. Тамар тоже ищет, и поиски ее смертельно опасны".

Тамар ищет своего брата Шая. Шай - гений, ему восемнадцать, он умопомрачительно играет на гитаре, пишет музыку и сидит на героине. Когда Шай сбежал, родители его впали в ступор, они не сделали ничего, и делать пришлось Тамар. Шай - наркоман, поэтому описан он с брезгливым пренебрежением, чтобы подросткам, которые читают книгу, расхотелось повторять его путь. Без прикрас, но и без гнусного смакования подробностей описана ломка и все гадости, с которыми можно столкнуться.

Книгу называют сказкой, наивной и детской историей. Наверное. Она достаточно взрослая для меня (или я достаточно юная для нее). История и правда простая: собака бежит по городу, мальчик бежит за собакой. Рано или поздно они с Тамар встретятся. Меня подкупили две вещи: во-первых, музыкальность. Тамар - певица, и у книги собственный саундтрек, так что я читала ее под музыку. Во-вторых, описание внутреннего мира подростков, которое резонирует с моими воспоминаниями. Высокий широкоплечий мальчик тушуется и сливает конфликты. Он как Вождь Бромден из "Гнезда кукушки", который сам не знает своей силы. Поначалу Асаф кажется тюфяком, потом выясняется, что он жмет соточку от пола и без труда бегает пять километров. При этом все равно находятся люди, которые регулярно валяют его в грязи: те, кто дерется по уличным правилам, то есть без правил вообще. И наступает момент, когда мальчик понимает, что драки не избежать и что он проиграет. Он надеется лишь на то, что победители не будут особенно изощренно его унижать. И это не слишком привычный для героев, но очень какой-то настоящий что ли ход мыслей. В одном из эпизодов Асаф всерьез боится, что его изнасилуют. И это нетипичная для меня сцена.

Асаф - человек с поводком. Вначале этот поводок туго натянут, и Асафа тащит по ухабам против его воли. Куда собака - туда и мальчик. Но постепенно поводок ослабевает, и к концу уже не требуется, в Асафе пробуждается собственная движущая сила, он начинает сам совершать поступки, а не реагировать на них. Тамар его полная противоположность. Она маленькая, но очень сильная. Она творит такое, на что я бы никогда не решилась. Тамар называет это "дерзостью очень застенчивых людей". Мне понятно это определение, хотя ее поступки далеко выходят за пределы истеричной, панической дерзости. Талант Тамар - находить "не таких" людей и дарить им радость жизни. Мать Тереза всех отверженных и убогих. При этом сама она не знает о собственной волшебной силе. Просто идет по жизни, а за ней распускаются маргаритки. Потрясающая. Отдельно круты ее дневники, которые чем-то похожи (и совсем не похожи, конечно), на мои собственные.

История построена схоже с "Маленьким принцем": герой проходит вдоль вереницы персонажей, которые оживают и приобретают объем только в момент соприкосновения с протагонистом, чтобы сразу после раствориться в тумане. Их судьба не так важна, а жизни - интересные и разные - нужны только для придания глубины герою. Даже Шай, этот прекрасный принц, ради которого Тамар раздолбала свою жизнь, не важен. Он появляется мельком и скрывается за порогом дома, как только его роль сыграна.

Оказывается, книгу экранизировали. А я как раз думала, что хочу на них посмотреть. Надо будет. (Совершенно трешовый ролик, конечно.)