Basilews
21:54 10-05-2018
Я тут думал как четче изложить ситуацию с 9 мая, и решил так.
РФ считает себя единственным правообладателем бренда "Победа", что выражается в затушевывании роли союзников и заявлении Путина, что Россия справилась бы и без других бывших республик СССР. В маркетинговых целях, а также чтобы скрыть неблаговидную роль СССР в первый период войны, РФ идет на подмену понятий, используя термин "Великая Отечественная" вместо "Вторая мировая".
Использование бренда "Победа" разрешается только в рамках утвержденной идеологии. Никакая критика советских полководцев и политических деятелей, в том числе приведших к неоправданным человеческим жертвам, пакта Молотова-Риббентропа, а также послевоенной оккупации Восточной Европы Советским Союзом не допускается. Фигура Сталина пока официально не возвеличивается, но негласно он рассматривается как один из символов бренда "Победа". Также абсолютно исключено признание наряду с солдатами Советской Армии бойцов местных националистических движений, которые воевали за независимость своих стран на стороне Германии или против обоих режимов, как ОУН-УПА. История войны подается исключительно в черно-белом цвете, как до Перестройки. При этом россияне считают, что монопольное владение брендом дает им право произвольно объявлять фашистами неугодных им политиков, организации и целые народы.
Бренд "Победа" является мощным инструментом пропаганды, направленным как на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию. В последние годы к традиционным парадам военной техники и салютам постоянно добавляются другие акции, такие как "Георгиевская ленточка", "Бессмертный полк", ношение пилоток и гимнастерок, пробеги провластных байкеров и т.д. Недавно опробованные внутри России штурмы рейхстагов и дегустации блокадного хлеба могут быть перенесены по франшизе на лояльные территории. Очевидная нелепость этих новых ритуалов, а также агрессивно-милитаристский тон празднования ("можем повторить") пугают союзников РФ и побуждают дистанцироваться если не от самого бренда "Победа", то от его самых безвкусных проявлений. В ряде среднеазиатских стран "Бессмертный полк" был запрещен под разными предлогами, и даже ближайший союзник РФ - Беларусь - разрешил его только вне официальной программы празднования.
В Украине на протяжении всех нулевых мероприятия в рамках франшизы "Победа" проводились без каких-либо ограничений, но и без государственной поддержки. Все изменили события 2014-го, когда георгиевскую ленточку надели поддерживаемые Россией сепаратисты, а в "Бессмертном полку" наряду с ветеранами стали носить портреты убитых боевиков. Все это дискредитировало не только конкретно эти, но и вообще любые проявления франшизы, продвигаемые из Москвы. Безотносительно того, выглядят эти акции как культ мертвых или нет, "Победа" дискредитирована просто потому, что является государственным брендом РФ, как ВГТРК или "Первый канал".
В результате возникает замкнутый круг. "Бессмертный полк" хотя и проводится - под охраной полиции - но сопровождается контр-акциями, в основном в форме троллинга. В свою очередь, участники пророссийских акций еще больше уверяются в том, что живут в фашистской стране, поэтому считают необходимым приходить снова и снова, а националисты - пытаться их остановить.
Бренд "Победа" является одним из столпов "русского мира", наряду с РПЦ и ее концепцией "Святой Руси", потому что опирается на общий опыт всего СССР, а также на русскоязычные фильмы, песни и книги. Для пророссийски настроенной части населения он сакрален. Это делает возможной несложную манипуляцию: "Вы не чтите Победу? Значит, вы фашисты!" - хотя на самом деле протест вызывает не само мероприятие, а его пророссийский характер.
Директор УИНП В. Вятрович давно предлагает перенести выходной день на 8 мая, когда отмечается день памяти и примирения. Украина последние несколько лет переходит на повестку, альтернативную российскому бренду "Победа". Война не празднуется, а вспоминается вместе с жертвами и погибшими. VE-Day - хороший день, чтобы принести цветы к памятнику, а все что понапридумывали в РФ - то кимвал бряцающий.