Тарантул
14:53 18-05-2018 "Космос". Часть 5. "Восходы"
"Восход" был странным кораблём. По сути, это была лишь модификация. Этот корабль совершил всего два пилотируемых полёта в космос. Но именно на нём было совершено эпохальное достижение - первый выход в открытый космос.

[изображение]

Читать подробнее >>>

Советская пилотируемая программа продолжала своё триумфальное шествие. Парным полётам кораблей-"одиночек" уже не удивлялись, нужно было что-то новое. Многоместный корабль! Уже тогда начиналось проектирование "Союза", но до него было далеко, нужно было что-то здесь и сейчас. И тогда возникла идея взять "Восток" и засунуть туда три кресла. Так и поступили. Для того, чтобы выводить на орбиту увеличенный груз, третья ступень "семёрки" была удлиннена.

[изображение]

Также вы можете заметить, что здесь в головном обтекателе уже нет выреза для экстренного катапультирования. Это был, наверное, самый странный и самый опасный по конструкции (впрочем, тут он делит пальму первенства с шаттлом) корабль в истории. Космонавты тут приземлялись уже внутри корабля. А при аварии на первых секундах полёта шансов выжить не было. Если из "Востока" космонавта можно было катапультировать, а на других кораблях стали устанавливать твердотопливные САС, уводившие корабль от носителя, то на "Восходе" не было ничего. Более того, чтобы снизить вес корабля, космонавты в трёхместном варианте отправились... без скафандров. И более того, это стало дурной традицией во всех советских полетах вплоть до трагедии с экипажем "Союза-11". Позднее по тем же граблям уверенно пошагали Штаты в программе "Спейс шаттл", введя скафандры только после гибели "Челленджера" (казалось бы, как на это могли повлиять обстоятельства катастрофы, но логику там найти сложно, как-нибудь напишу отдельно).

А в остальном это был тот же "Восток". Та же приборная панель, чуть доработанная.

[изображение]

Те же органы управления (только без цифровой панели для введения "гагаринского" кода разблокировки, естественно).

[изображение]

В этом заключалась одна из многочисленных странностей корабля. Органы управления были рассчитаны на одиночное расположение пилота. И когда Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль, он это смог сделать, только расположившись поперек кресел.

Вот так на орбите выглядел "Восход" в своём втором полёте, где летели уже только два космонавта (изначально этот корабль хотели назвать "Выход"), и из которого состоялся исторический выход Леонова в открытый космос.

[изображение]

Сверху вы можете видеть надувающийся шлюз, уже в надутом состоянии (перед входом в атмосферу он сбрасывался). А на "носу" корабля важное нововведение - дублирующая тормозная установка! Вот это был правильный шаг в обеспечении безопасности полётов. А в остальном это, как вы сами можете видеть, таки "Восток". Корабль стал тяжелее, а система его посадки должна была стать по сравнению с "Востоком" мягче, так что приземлялся он на двух парашютах. А вот запасной парашютной системы... не было! В отличии от индивидуальной полноценной парашютной системы космонавтов "Востоков". Ещё один возросший фактор опасности.

Скафандр "Беркут" для выхода в открытый космос совсем другого типа, не жёсткого, как современные скафандры. В открытом космосе по полной программе возникал эффект надутого мячика. А ещё индикатор давления кислорода почему-то был расположен на ранце на спине.

[изображение]

СССР - СССРом, но раз надо хорошую оптику, то...

[изображение]

О перипетиях полёта рассказывать не буду, проходил он трудно и интересно, есть ряд документальных фильмов про это (только по "Времени первых" не судите, там много выдумки). И этот советский полёт в 1965 году, конечно, в очередной раз ошарашил весь мир. Можно ли тогда было представить, что это будет последний триумф нашей пилотируемой космонавтики в 60-х и на долгое время СССР в космосе уйдёт на второй план? Хотя многие специалисты уже тогда давали пессимистичные прогнозы. Уже вовсю разгоралась "лунная" гонка...

Stay tuned.
Комментарии:
Darth Kenoby
18:07 18-05-2018
Манекен являет собой типичный пример "Зловещей долины"
Тарантул
18:31 18-05-2018
Да, зря они их пораскрашивали. Ну ничего, через 1000 лет, как античные статуи, обесцветятся, и станет лучше)
Foks
21:32 18-05-2018
Schneider Kreuznach? А что не ЛОМО? Хотя у американцев хронографы швейцарские были OMEGA.
Кстати на БТА зеркало меняют.
Тарантул
21:50 18-05-2018
Я не особо разбираюсь, знаю только что цейссовская оптика во все времена хороша была и во многих странах использовалась. А эти марки мне даже ни о чём не говорят.
Omega сейчас официальные часы агента 007)

Ну, поменяют зеркало, гуд. Чай не Хаббл. Вот там без "бесполезного" шаттла фиг бы чего сделали.
Foks
17:12 21-05-2018
«Роскосмос» умирает.
https://lenta.ru/articles/2018/05/21/cosmos/
Almirante Zaarin
09:50 23-05-2018
Невозможно в какой-то одной отрасли бесконечно поддерживать конкуренцию, когда рушатся все вокруг, начиная с образования.
Тарантул
12:35 23-05-2018
Зато заголовки "Ленты" живее всех живых. Хватит желтизну сюда постить. Реально.

Если рассматривать суть, то опять приходим к одному и тому же. Парадоксально, но сейчас ситуация в нашей космонавтике тяжелее, чем в 90-е, когда сотрудники воровали продукты из пайков, отправлявшиеся на "Мир", и когда каждая экспедиция на станцию с наибольшей вероятностью должна была стать последней.

Но тогда в распоряжении индустрии было всё материальное наследие Советского Союза - действующая орбитальная станция, подготовленные блоки для новой орбитальной станции (ставшие модулями МКС), пилотируемые корабли, надежный тяжелый "Протон", подготовленные автоматические межпланетные миссии, сверхтяжелая "Энергия", технологии "Бурана"... Не говоря уже о кадрах. И были деньги американцев, было желание делать совместную МКС, было ещё одно "тяжкое" наследие холодной войны - Спэйс Шаттл. Это чтобы не было удивления, как в 1998-м году удалось начать реализацию грандиознейшего проекта - МКС.

Сейчас, когда прошло уже 30 лет, ничего не осталось, кроме "Союзов", пилотируемых и беспилотных. Да, нет образования, нет кадров, просрали все полимеры. Но всё ещё глобальней. Нет задач, вернее на них не выделяются деньги. И не только у нас. Появились бы задачи, и выделяемые под них деньги - постепенно появилось бы и образование, и кадры. Как оно и бывает. Пилотируемая космонавтика умирает - вот как должна была бы называться та статья. Многие технологии прошлого утрачены, а разработка новых продвигается черепашьими темпами. Потому только секвестировать и объединять всё то, что осталось, ни на какой другой путь ресурсов не выделяют. А космос - это дорого! Чтобы после мезкой "Ленты" не складывалось впечатление, что весь мир уже радостно строит что-то на Луне, пока Роскосмос умирает, вот факты:
https://lozga.livejournal.com/173202.html

И никакими криками о том, что будущее за частниками, ситуацию не исправить. "Частник" Маск может дешево запускать спутники Фальконами только потому, что он получил огромные ассигнования из бюджета США, и при этом ему не надо кормить всю огромную индустрию, заточенную под куда более глобальные вещи: https://zelenyikot.livejournal.com/130118.html

Для пилотируемого, межпланетного, "большого" космоса нужна только кооперация, как минимум в масштабах страны, а то и не одной. Но, за исключением телекоммуникационных и оборонных спутников, космос сейчас миру не нужен. Складывается впечатление, что единственное, что сейчас нужно миру - большая война.
Foks
13:38 23-05-2018
https://www.youtube.com/watch?v=LxHdzGDazXg
Тарантул
14:58 23-05-2018
"- Так другие газеты есть!"