Чучело-Мяучело
22:58 12-07-2018 И снова про мультфильм...
Ещё весной попался мне в афише какого-то кинотеатра интересный трейлер - кукольный мультфильм про людей и собак. Кукольная анимация, как и в случае с акварельным "Эрнестом и Селестиной", зацепила, ведь на самом деле среди штампованных компьютерных 3д-мультфильмов это что-то внезапно непривычное и даже новое (или хорошо забытое старое?). Много ли сейчас режиссёров и мультипликаторов, известных по качественным фильмам, снятым в такой технике? Ну, Бёртон - это само собой, Генри Селик, работающий в сотрудничестве с Бёртоном, ещё на ум приходят Эллиот (и его пластилиновый "Мэри и Макс"), Найт ("Кубо. Легенда о самурае") и Осборн ("Маленький принц"). И, казалось бы, всё. Но нет, как выяснилось, режиссёр Уэс Андерсон (тот самый, который в 2014 году подарил миру замечательнейшую трагикомедию «Отель "Гранд Будапешт"») тоже снимает кукольные мультфильмы, правда, в его послужном списке их только два. Я не смотрела первый, выпущенный в свет ещё в далёком 2009 году (тут, пожалуй, надо исправляться), зато сегодня увидела новый - "Остров собак".

Сюжет мультфильма прост, но фантасмагоричен: недалёкое будущее, японский город, мэр которого терпеть не может собак и потому готов пойти даже на обман и преступления, чтобы очистить свои владения от четверолапых друзей человека, добрый и смелый подросток, готовый пожертвовать своей жизнью ради спасения своего четвероногого друга и остальных собак, и наконец, сами собаки - домашние и беспризорные, большие и маленькие, но обязательно отважные, сильные, честные, преданные... Это фильм-притча, фильм-антиутопия, показывающий, как легко заставить коллективный разум поверить в то, чего нет на самом деле, показывающий, что жертвой человеческих безумства и алчности может стать кто угодно, независимо от заслуг и регалий (ну чем не геноцид?). Фильм на самом деле совсем не детский, ведь в нём затрагиваются не только такие проблемы, как настоящая дружба, ответственность, семья, чувство долга, умение доверять другим или способность сделать правильный выбор в сложной ситуации, но и поднимаются вопросы экологии и коррупции, это политическая сатира, которая будет понятна, скорее, взрослому, нежели ребёнку. Это фильм о мире, в котором собаки гораздо больше похожи на людей, чем люди на самих себя.

По сюжету мультфильма все собаки города Мегасаки указом мэра изгоняются на огромную свалку, а храбрый подросток Атари, являющийся дальним родственником мэра, в одиночку отправляется на миниатюрном летательном аппарате на мусорный остров, чтобы найти своего верного пса по прозвищу Спотс. Так и начинаются приключения Атари и команды из пяти бродячих псов, которые взялись помочь "маленькому пилоту".

Кукольная анимация в "Острове собак" творит чудеса: собаки словно живые, они плачут, одним движением глаз, одним взглядом они выражают множество эмоций. В противовес им куклы-люди невзрачные, практически однотонные, хотя акцент тоже часто делается именно на их глаза и взгляд.
Обстановка, окружающая героев, - серая и мрачная, - показывает настоящий мир: горы мусора, дымящие, но неработающие заводы, брошенные ржаветь машины и корабли, отравленные химическими отходами водоёмы, толпы крыс...

Несмотря на то, что мультфильм снят режиссёром-американцем, весь он пронизан духом настоящей Японии: здесь есть и японская речь, и японская музыка, исполняемая на традиционных барабанах, есть представление театра кабуки и борцы сумо, японские иероглифы, суши, хайку, написанные специально для фильма, и даже Йоко Оно. Любопытно, что все герои говорят на родных языках: японцы - по-японски и иногда на ломанном английском, а собаки и американцы - на английском. Примечательно, что собаки понимают человеческую речь (и даже умеют читать), а люди собачью - нет. При этом не вся японская речь переведена на английский (а для зрителя из России соответственно на русский): где-то по сюжету участвуют переводчики, а где-то нет, и вот там о смысле сказанного можно только догадываться... И да, главное правило режиссёра: никаких субтитров. Думаю, что это было сделано специально, ведь всё-таки именно собаки - главные герои истории, а люди всё же имеют значение второстепенное.

Хочу ещё отметить достаточно своеобразный юмор мультфильма - от лёгкой иронии до настоящего сарказма, граничащего с чёрным юмором. Хотя что ещё остаётся собакам, обречённым на скорую гибель?

Но нет, нет! Конечно, после всех перенесённых тягот и лишений, героев ожидает хеппи энд. Ну или почти... Ведь тут, по замыслу автора, важна не личная победа или собственное счастье каждого, а положительные изменения, которые происходят в обществе, в его коллективном разуме. Впрочем, собаки возвращены хозяевам, бездомышам тоже найдены двуногие друзья, виновные наказаны, справедливость восстановлена. И автор словно говорит, что всё это невозможно без веры в свою правоту, прежде всего.

В общем, подводя итог, могу сказать, что мультфильм у Андерсона вышел не только качественный в плане визуальной составляющей, но и с добротным сюжетом, несущим в массы ценную мысль, спрятанную за ироничной историей о мальчике, отправившемся на поиски своего четвероногого любимца.

[изображение]


Настроение сонное
Комментарии:
tagetes
00:19 13-07-2018
беру на заметку!
Masjanja
12:44 13-07-2018
ты так отлично написала!
Чучело-Мяучело
01:32 15-07-2018
tagetes, Женька посмотрела и сказала, что ей мультфильм тоже понравился, уж не знаю, что она там поняла... Впрочем, я не уверена, что и я правильно и полностью поняла задумку автора)
Чучело-Мяучело
01:35 15-07-2018
Masjanja, спасибо, но у меня всё же не получилось выразить все эмоции и мысли: при всем богатстве и могучести русского языка слов подходящих не хватило)