emergency
01:33 08-01-2024 New Cambridge Medieval History (том 3) - 900-1024
И вот, этот момент наступил. Передо мной полный 855 страничный третий том. Полностью и целиком на английском сурового научного чтива. Я оттягивал этот момент как мог, но время не обманешь, чочо погнали.

Том разделен на три части. Первая - общие темы десятого века. Вторая - жизнь на остатках империи каролингов. Третья - все остальное.
Главная особенность десятого века - это время когда античность окончательно сменилась ранним средневековьем, то есть рабовладение феодализмом (не так, чтобы между ними была особенная разница, но). Так же десятый век считается прямо вот темным-темным, в том смысле что резня везде стояла страшная, та самое феодальная раздробленность. Во многом до этого некий условный мир держали Византия и потом империя Карла Великого (которая вообще пыталась изображать древний рим культурно, насколько могла), но теперь все развалилось, заслонки сорваны, гуляй рванина. Фактически единственной хоть сколько то глобальной силой в регионе становится католическая церковь.

С другой стороны именно десятый век считается временем зарождения французской и немецкой культур, так и культур большинства европейских регионов. Собственно в пост-каролингском хаосе это все и зарождалось.

Первые полсотни страниц вступление и рассказ про источники.
Далее общие темы. В первую очередь скатывание общества в общины-семьи. Я вообще вижу в этом символ прогресса, то есть в античности общинам было почти не выжить, людям приходилось объединяться большими группами для вменяемого земледелия, отсюда все античные империи. В средневековье же процесс упростился, в результате атомизация общества.

Описывается трансформация рабов в "полу-рабов". Подразумевается что все рабы бога, при этом есть реальные рабы то есть люди проданные в рабство, и есть крепостные "полу-рабы" (сервы) у которых прав больше. Я опять же связывают это все с упрощением обработки земли.

Большие главы про распределение земель, про изменения во власти (формирование класса феодалов).
Глава про экономику. Ну так себе деревенская экономика.
Глава про то, что в виде наследия каролингов - по всей европе распространились серебряные деньги. Я так понимаю что все это какбы стало результатом совместной жизни разных стран, у которых до этого такого опыта не было, т.к. изначально все были варварами кто откуда.
Глава про демографию - не смотря на всю темность веков, упрощение земледелия принесло демографический рост. То, что раньше было очагами цивилизации и редкими поселениями вокруг них постепенно трансформировалось с равномерно расселенную деревню.

Так же продолжилось расширение культурного пространства. Если девятый век это возникновение культурной жизни на Балканах и в восточной европе в Польше, то десятый - Русь. Пока конечно только киевская, территориально считай Украина Беларусь создаются большевиками Рюриком и прочими.

Глава (точнее там большая часть) про то, как торговые пути стали заделом для появления новых, средневековых уже городов. В первую очередь именно торговцам нужны были безопасные охраняемые хабы, где можно делать дело, возникновение в этих хабах властей было логичным, но уже следствием. Собственно это власти возникали на торговых путях, а не наоборот. То есть уже в раннем средневековье мы видим как бизнес формирует, не побоюсь этого слова - геополитику.

Интересно описывается отношение европы с исламским миром, который типо как идеологический враг, но при этом торговля с ним шла во все поля просто. У меня это вызывает ассоциации с современной связкой США-Китай.
Описывается, что не смотря на торговые пути - мусульманских торговцев не пускали в европу и наоборот (не все, но некоторые). В результате требовалось либо меняться товарами на границе (где все со всех драли втридорога) либо как альтернатива - существовали евреи, которые были какбы идеологическими (условными) друзьями что католиков что муслимов, и как раз они свободно перемещались между территориями. И по идее именно это стало основой для всеобщей заточки евреев под торговлю.

Отдельным огромным хабом оставалась Византия, которая какбы теряла влияние на западе, но при этом активно тянула клешни на восток в первую очередь в торговых интересах. Собственно организация Византией пути из варяг в греки стала главной причиной появления Киевской Руси. Нет никакого совпадения, что Русь появилась в десятом веке одновременно с торговым путем. Кто ее крышевал там рюрики хуюрики не так важно, Русь фактически была создана Византией. И в этом смысле ничерта не удивительно, что она крестилась именно в православие, а не католицизм - так как православная Византия была основным торговым партнером, с которым требовалось чем меньше проблем тем лучше.

Одновременно западная европа тянула клешни в сторону Африки, опять же с торговыми целями. Другое дело, что там аналогов Руси как-то не задалось. Как центр всех торговых путей и главный перевалочный пункт после Константинополя постепенно начинает подниматься Венеция.

Вобщем большая глава о том какие товары откуда текли.
На Руси двумя главными торговыми хабами изначально были Смоленск и Старая Ладога. А главная артерия - Днепр. Собственно позже на нем начали формироваться и промежуточные перевалочные пункты типо Киева и прочих. Дополнительно использовались Волга и Двина, но они еще не стали настолько же популярны.

Огромная глава про формы власти. В десятом веке с падением Каролингов королевская власть слабеет, а церковная перехватывает инициативу. В результате короли массово становятся посланниками бога на земле. В виде бонуса - это автоматически делало всех их врагов антихристами. Удобно.

При этом церковь тоже не очень централизована, то есть монархам важнее не столько поддержка папы римского (или там скажем константинопольского) сколько быть в ладах с местными же приходами, которые сами по себе при желании любого феодала снесут.

Так же с развалом каролингов везде начались новые королевские династии, и вообще в десятом веке появилась сама идея о том, что королевская власть обязательно должна быть наследственной. Идея эта очевидно появилась не от хорошей жизни - как известно в момент передачи власти автократии наиболее уязвимы, и наследственные монархии частично лишены этой проблемы, что собственно империя Каролингов и продемнстрировала. Другое дело, что у наследственных монархий есть и свои проблемы - а именно раздел земель между наследниками. Все это в будущем будет решено изменением порядка наследия, но в десятом веке до такого еще не додумались. (Точнее говоря - десятый век толком не позволял осуществить позднесредневековый порядок престолонаследия, это только уже огнестрел позволит.)

Самыми успешными продолжателями дела каролингов были Оттонианы (они же - саксонская династия), фактически создавшие с нуля Германию, а именно Священную Римскую Империю Германской Нации. Которая по факту империей не была (да и единым государством ее можно назвать с большой натяжкой, особенно в десятом веке), но продержалась в разных формах аж восемь веков, фактически до наполеоновских времен ее можно считать центром западной, а потом и всей вообще Европы.
Собственно Франция это считалась бышая территория каролингов, но теперь живущая без власти. То есть территория вне власти саксонской династии. Без порядка. Без царя в голове. Какбы свободные земли. При том что по факту там конечно было все то же самое что в прото-Германии. Какбы на этом основывались первые зачатки национальной идентичности - Франция это земли бардака и свободы, Германия - порядка и порядка.

При этом отдельными центрами пост-каролингской силы формировались Англия, Дания и Польша. Но все они опять же были Германией в миниатюре, то есть пытались повторять за Каролингами (читай - за Западной Римской Империей). Со временем они конечно разошлись в разные стороны. Хуже всего в этом смысле пришлось Польше, которая оказалась зажата между значительно более крупными соседями и порвана (задолго до двадцатого века).

Огромная глава о церкви
Как было написано выше - десятый век это раздробленная католическая церковь при раздробленных мирских властях. То есть своя часть доходов в Рим отсылается (плюс туда непрерывно носят бабло паломники), однако в Италии страшный бардак, римские папы это черт знает кто и каждый сам по себе.
При этом церковь на местах и сама часто была зависима от королей, последние вмешивались в назначения кардиналов, короче все друг друга стоили, как обычно.

О выборах пап книга дает очень смешное утверждение "перечень папских фамилий показывает, что эту должность не всегда занимали благодаря коррупции". Не всегда то есть. Ясно понятно.

Блин эта глава написана местами на слишком суровом для меня английском вот например предложение, для которого моего знания языка откровенно не хватает:
"Too much emphasis on some lurid incidents, however, detracts from the proper consideration of consistent elements of papal policy throughout the tenth century and the reiteration of past agreements with the Carolingians concerning their mutual obligations and the conduct of papal elections"

Десятый век - последний перед расколом католической и православной церквей. В это время происходит тонна бурлений говн между ними. Обе чувствуют себя не очень хорошо и в основном воюют с внутренними демонами, но и друг с другом тоже в оставшееся время.

Огромная глава о реформации монашества. В первую очередь его, так же как и всех остальных, коснулось атомизация, каждый сам стал за себя, фактически приходы стали феодалами, значительно более военизированными образованиями. По идее все это должно привести к появлению монашеских орденов, но к десятому веку еще нет. Судя по всему организации не хватало.

Отдельно идет клюнийская реформа, которая была какбы первым шагом к будущей реформации, массовое движение монастырей за ужесточение правил. Важно заметить, что центром реформы был не Рим, и вообще это все никак с папами было не связано. А вообще оно исходило откуда-то из франкских королевств (см свобода и беспорядок), которые как раз о боге и думали, а не о том какбы получше жить в существующей системе. Вобщем это была классическая инициатива снизу.

Вообще весь пост-каролингский бардак воспринимался современниками как предшественник апокалипсиса, тем более на носу тысячный год от рождества христова (многие впрочем считали от сотворения мира). С другой стороны - о грядущем апокалипсисе в мировой истории кричали все подряд и по каждому поводу, так что все ок.

Огромная глава на тему интеллектуальной жизни. Производство книг в десятом веке упало, потому что книги штука крайне затратная и каролинги еще это добро спонсировали, а среди мелких властей спонсоров нашлось заметно меньше.
Одновременно шло движения отделения образования от государства, опять же правило "каждый сам за себя", что в целом еще не сказалось положительно на образовании (собственно оно оставалось схоластикой то есть псевдо-знаниями), но обещало сказаться рано или поздно. Начали образовываться библиотеки и при монастырях.

Прямо вот супер известных западных философов это время не родило, но был к примеру Абеляр как предтеча Спинозы. Однако шел расцвет в мусульманском мире, в частности в мусульманской Испании. Отдельные очаги наблюдались в Англии как часть англосаксонского образования. Впрочем в основном авторы занимались переводом античных текстов.

Начали добавлять стихи и песни в литургию, вообще церковные песнопения стали отдельным видом искусства. В литургию начали добавлять пьесы и сочинения тему, притчи, жития, фактически это стало представлением, наследником римского театра. Все это опять же было следствием атомизации, каждый крутился как мог.
Вообще стали крайне популярны разнообразные жития, каждый регион искал кого-то к ним близкого и святого как ролевую модель для подражания.

Отдельно выделяется Хросвита Гандерсгеймская, которая монахиня-поэтесса, первая авторша любовных сюжетов средневековья. И вообще первый европейский драматург со времен античности.

Очень много в этот период написано анонимных исторических разборов прошлых эпох. Судя по всему это связано с ощущением грядущего апокалипсиса, люди смотрели в прошлое, искали где они повернули не туда, в частности обращались взглядом в светлые каролингские времена порядка и спокойствия, примерно как сейчас пенсионерки смотрят на СССР.

Один из главных европейских авторов века - папа римский Сильвестр Второй (он же Герберт Аврилакский), знаменитый популяризатор мусульманской науки в католических странах, и вообще легендарная личность.

Глава про ощущение конца вселенной в творчестве авторов десятого века.
Глава про архитектуру. В целом расселение из городов по деревням не сильно способствовало этой области искусства. Несколько трансформировались под музыку церкви, кое где начали ставить органы.
Глава про книжные иллюстрации - их было не много как и самих книг. Из арта выделялись только настенные рисунки в церквях, которые начали активно использоваться.

Так и на этом первая треть книги все. Далее пойдут уже описания отдельных территорий.
Это уже в следующих постах, никаких катов не будет. Просвещайтесь еба.