Начинаю вести новую группу записей "античный пантеон". Чтобы, в первую очередь, самой не забывать как они выглядят:-) Начинаю с Афродиты Книдской Праксителя. Греция, 4 в. до н. э.
Афродита изображена перед купанием, она сбросила одежду и готова войти в воду, ее обнаженное тело исполнено женственной прелести, мягко обработанный мрамор передает совершенную красоту его форм.
Как сообщает древнеримский писатель Плиний, Пракситель одновременно изваял две статуи – одну, как было принято, покрытую одеждой, другую – обнаженную.
Оригинал Афродиты Книдской до наших дней не дошел. Предполагают, что статуя была вывезена в Константинополь и там погибла во время восстания Ника в 532 году, когда почти половина города была сожжена и уничтожена. Но Афродита Праксителя являлась самой копируемой статуей в античном мире, так что общее представление о ней можно составить.
С античностью Россию познакомил Петр Великий. Прививая российской культуре европейские традиции, Петр, между прочими своими начинаниями, уделял внимание и приобретению "антиков". Посланные им в Италию комиссионеры приобретали античные статуи для украшения дворцов и садов Петербурга. Так, в Риме была куплена знаменитая "Венус" (статуя Венеры), прекрасная эллинистическая копия "Афродиты Книдской" Праксителя.
Некоторое время она украшала Летний сад. Петр даже приказал выставить рядом с ней солдата с ружьем для охраны ее от петербургских обывателей, которых приводила в ужас обнаженная языческая богиня. Пришлось в конце концов убрать статую в один из столичных дворцов. Начало коллекции античных памятников Эрмитажа было положено императрицей Екатериной II. В 1785 году она приобрела коллекцию скульптуры директора Британского банка Д.Лайд Брауна, большую часть которой составляли античные произведения. Правда, античные статуи в Эрмитаже держались при Екатерине недолго, многие из них были переданы в пригородные резиденции для украшения дворцов и парков и вернулись в Эрмитаж только в XIX веке.
Віталій Портников
[Print]
Та сама киянка