Щоденник пересічної українки
Та сама киянка
дневник заведен 23-09-2004
постоянные читатели [51]
3_62, 72квадрата, aabp, ALEON, Andry Smart, Anga Hyler, BiGG_BeNN, BLACK CROW, blackberrry, Chili man, Crazy Beaver, dodo, Eroshka, Feng, fennec, Gloria, GoldenAndy, Ket, kolyash, Night Lynx, O De San, pauluss, penguinus, schnappi, Seele, ShatteredOne, sida, Sirin, st-finnegan, username, vvol, Альфи, Варшавянка, Глазки, Даниель, Дизайнер шатун, Заводная Птица, Коктейль Молотова, КраткЖизнеизложение, криворук, Лора, Наши Люди, Полешка, Сидор Петренко, Символ №20, Старк, Счастливая Женщина, Та сама киянка, Тихий океан, Эль, Януш
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Киев, Украина
интересы [28]
свобода, психология, музыка, литература, фотография, английский язык, любовь, красота, стихи, путешествия, мифология, хорошие люди, йога, изобразительное искусство, новые идеи, история древнего мира, сильные личности, движения, интересные ж-ж, не говно, древние духовные практики, жизнь бьет ключом, игра как основа жизни, рисунки на планшете, перфоманс, визуальное письмо, философия всех мастей, неглупое кино
антиресы [9]
тупость, сплетни, быдло, жлобство, зависть, деградация, говно, Гламур, патологическая злоба
[2] 08-11-2024 19:13
2D як 3D

[Print]
Та сама киянка
[2] 28-10-2024 15:20
В Метрограді

[Print]
Та сама киянка
[2] 07-10-2024 18:45
*media*..

[Print]
Та сама киянка
[2] 25-09-2024 14:23
*media*..

[Print]
Та сама киянка
24-07-2016 18:28 Вчера был День рожденья Александра Кайдановского
70 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ АЛЕКСАНДР КАЙДАНОВСКИЙ
Рига, 1987 год. Еще единый и нерушимый Советский Союз, эра Горбачева уже успела породить ворох надежд. В подавляющей буржуазным шиком гостинице «Ридзене» проживают гости первого кинофестиваля, который в дальнейшем получит звучное имя «Арсенал». Александр Сокуров и Иван Дыховичный, Нана Джорджадзе и Александр Кайдановский — все ощущают себя посланцами нового кино и почти все круглосуточно дружат в баре гостиницы, предлагающем за руль двадцать «дайкири», «мартини» и еще внушительный набор коктейлей, знакомых только по романам Ремарка и Хемингуэя.

С Сашей Кайдановским мы представляли на сцене фильм «Простая смерть» и его короткометражные работы. Я должен был служить «медиумом» между публикой и режиссером. Кайдановский опоздал на фестиваль на пару дней и оказался почему-то не поселен в гостиницу. Я предложил ему разделить со мной двухместный номер. Впоследствии судьба не раз сталкивала нас в очень «близких» ситуациях — например, в Роттердаме, где как-то утомленные кинематографом, мы двинулись изучать «ночную жизнь». После безрезультатных блужданий по вымершему городу (кто сказал, что это самый большой порт в мире?) мы попали в лапы к двум негритянкам и спаслись позорным бегством под предлогом того, что опаздывали на ночную пресс-конференцию (Сокурова, между прочим).

Хоть и не самые близкие друзья, мы легко, без лишних слов понимали друг друга. Я хорошо знал, сколь широк круг Сашиных культурных интересов. Кино занимало не самое большое место в ряду его литературных, музыкальных и живописных увлечений. К тому же он не был целеустремлен, а честолюбив — в минимальной степени. По крайней мере в зрелые годы, когда присущий ему романтизм был уже скорректирован спокойной ироничностью.

Имидж Сталкера и шлейф работы с Тарковским оказали ему отчасти медвежью услугу. После этого прорыва в гиперпространство невозможно было играть рядовые роли даже у лучших режиссеров. Кайдановский пошел учиться — к тому же Тарковскому — на Высшие курсы: «актер умер в режиссере». Но мэтр уехал, не успев даже благословить на скорбный труд своих учеников. Сниматься в «Ностальгии» Кайдановского не выпустили — связь с учителем оказалась целиком прервана.

Он начал снимать: экранизировал рассказы Камю, Борхеса, «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, поставил по собственному сценарию фильм «Жена керосинщика», где ощутимы следы внимательного прочтения Томаса Манна. Написал сценарий об Иване Грозном.

Между тем, на родине зрел культ Тарковского, который, как у нас водится, не знал меры и вскоре начал производить обратную реакцию отторжения. Однако открыто выступить с критикой кумира не решались даже самые отчаянные радикалы, развенчавшие к тому времени весь первый состав отечественного кино, начиная с Эйзенштейна. Вместо этого принялись обвинять в эпигонстве, мессианизме — все это звалось «тарковщиной» — немногих подлинных авторов нового российского кино. Среди них — Кайдановского.

Потом наступило самое страшное — равнодушие. Ни «Простая смерть», ни «Жена керосинщика» не были хотя бы элементарно проанализированы. И тогда -«режиссер умер в писателе».

Непоставленные сценарии Кайдановского не просто прекрасно написаны. Они самодостаточны в такой степени, что почти не взывают к воплощению на экране. Они сами по себе зрелищны и тронуты лишь тенью удивления от того, что не родились фильмами. Те, кто прочел хотя бы опубликованное после смерти автора «Восхождение к Экхарту», могут в этом убедиться: даже без замечательных рисунков эта визионерская проза живет своей жизнью…
(Из книги воспоминаний о Кайдановском)
А в том, что Саши нет, мне до сих пор не верится. И проходя по Поварской мимо дома номер 20, с которым столько связано, я каждый раз думаю: где же он?

Андрей Плахов
Закрыть