2016, Россия
Фильм "Большой" с Алисой Фрейндлих. Вот! Вот чего мне не хватало в "Черном лебеде"! "Большой" - это не совсем фильм, это мини-сериал, 4, что ли, серии, но я его смотрю без перебивок на интро. По хронометражу - 2,5 часа. Но история глубже, интереснее, и фабула строится вокруг характера балерины. Балерин гоняют так, что выживают только жесткие и собранные, психические до статуса примы не доживают. В Америке гениальность настолько редкая вещь, что она граничит с психопатией. В России гениальность настолько обыденна, что мы научились работать с нею на потоке. Это во многом субьективное суждение, спорное, возможно неверное, ошибочное, но имеет право быть — мое мнение в моем же дневнике "Большой" - хороший фильм, с тоже слегка долбанутой героиней, но в нашем фильме "безуминка" это азарт, а не психопатия. Ну нельзя представить себе нашу балерину с глюками, но зато в отчаянии или в азарте на спор перемахивающей с крыши на крышу - запросто! Как будто наши девочки устойчивей и гибче психически, здоровее, что ли. Больше жизни, больше жажды жизни в них.
Вот именно этого азарта мне и не хватало в "Черном лебеде". Героиня Портман как натянула на себя выражение "унылая, умирающая, страдающая лебедь", так его и не сняла. А наши балеринки - сама жизнь. И еще что меня удивило в сравнении. В Америке, в "Черном лебеде" балет - любительского уровня, типа какой-то, прямо скажем, так себе режиссер собрал труппу энтузиастов любителей, и ставит спектакли, которые в сущности сейчас уже нафиг никому не нужно. В фильме прямым текстом озвучивается эта фраза. В то время как у нас балет - это дело государственного масштаба, огромный культурный пласт, на твердом академическом основании, и из академии выпускаются профессионалы, а не кучка любителей по интересам. У нас сейчас тоже нафиг никому балет не нужен и не важен, но это часть культуры и культурного кода, ходить на балет, любить балет и разбираться в нем - признак элитарности.
Очень странное и такое явное различие, не правда ли? Напомнило мне сериал "Ход королевы" об американской шахматистке 70х. Там это различие в подходе показано более ярко и выпукло. В Америке - шахматисты любители, сами себе устраивают турниры, сами находят финансирование. В то время как в СССР и России - шахматы это спорт, который курируется и поддерживается на государственном уровне - командная работа и твердое основание шахматных клубов и школ. У американцев - шахматисты индивидуалисты и одиночки, а у нас - это командная работа многих людей. Масштаб - несопоставим. Вот и в балете так же - масштаб несопоставим…
Доброе утро, страна!
[Print]
Бинго