Vertigo
23:54 21-07-2002
Аласдер Макинтайр, рассуждая о моральном языке, между прочим охарактеризовал свои выводы как факт, который "понимают сегодня всего несколько человек".

Критиковали мораль давно. Ещё Ницше писал, что мораль - враг естества. А при определённых допущениях критикой морали можно считать и Книгу Иова. Тем не менее, большинство людей сегодня всё ещё подвержено тоталитарному влиянию моральных дискурсов, используя бессмысленные, т.е. не обладающие более или менее общепонятным и общезначимым смыслом выражения, из-за чего происходит невероятное количество конфликтов, люди страдают, тормозится дальнейшее развитие общества и т.п. В этой ситуации одной из безусловных задач образованной части человечества является дискредитация морали, как и прочих традиционных языковых спекуляций, объяснение, что мораль есть суррогат логики для ленивых и глупых, безоговорочное доверие прецеденту. Но прецедент не может быть универсальным, да и решение о том, что явление А относится к типу N, регулируемому моральным высказыванием S, всё равно остаётся на самой личности, т.е. решение всё равно принимается самостоятельно, но ответственность за его принятие перекладывается на плечи морали, Бога и т.п. (см. Ж. П. Сартр "Экзистенциализм - это гуманизм"). Кроме того, прецедент устаревает по мере изменения исторических условий. Если ещё не так давно, заботясь о комфорте безмысленного большинства, можно было позволить существование моральных норм, то сегодня условия существования меняются столь стремительно, что поведенческий догматизм становится совершенно преступным, ибо любая норма может оказаться неприменимой уже через пару недель после постулирования. Сторонники теории естественного отбора давно уже твердят о том, что разум - это когти, шипы, шерсть и мимикрия человека. Хамелеон, принявший однажды белую окраску и спасший тем самым свою жизнь, не делает из белого цвета догму, но меняется в связи с ситуацией - иначе он перестал бы существовать как вид. Таким же образом, человеку следует обсчитывать конкретные ситуации, а не принимать во всех случаях некую моральную позу. К сожалению, именно моральными дискурсами сегодня всё ещё руководствуются дискурсы государственные, что неизбежно при демократии, когда образованное меньшинство не может непосредственно влиять на состав государства, но антиморализм постепенно становится частью политики информационных корпораций, а также составляющей метода многих популярных писателей. Совет же, констатация, рассуждение и анализ, характерные для дискурса СМИ, в большинстве случаев легче принимаются сознанием, нежели приказ и диктат, характерные для дискурса государства. Т.о., можно констатировать, что дело деморализации общества сдвинуто с мёртвой точки, но надо ещё очень много работать. (c) хоть убейте - не помню кто
Комментарии:
MpeRus
19:42 05-08-2002
Я понимаю, память иногда играет с нами очень странные щутки, но что-бы так ? Помнить этот отрывок и не помнить автора. Ты у врача последний раз давно был ?. Хотя, в главных линиях, я согласен с незнакомым автором, кроме последней фразы. Думаю что не происходит сейчас никакой деморализации общества, просто мораль, как явление социальное, тоже адаптируется к современности, то есть, постоянные носители морали (церковь, правительство, наиболее зажиточная часть наседения)не дураки и не хотят терять своей части торта, что понуждает их менять нормы морали чтобы не остаться позади и каждый раз делают это всё быстрее и быстрее. Но нормы это нормы, всё те же рамки, может и сдвинутые относительно старых что и даёт эту перспективу деморализации, которая оказывается фальшивой если к ней только приглядеться вплотную.

Ну и понаписал. Чувствую, не сделан я для философии
Vertigo
19:50 05-08-2002
Не буду пока открывать прения по поводу деморализации - нет времени - но прокомментирую свой склероз. Данный текст был встречен мною на просторах Интернета, мысль показалась мне интересной, и я скопировал ее в отдельный текстовый файл с глубокомысленным названием New text document.txt, созданный для этих целей на рабочем столе. Недавно я разгребал кучу подобных файлов, и наиболее интересное решил перенести в свой дневник - а то ведь потеряю... Но вот кто автор - забыл.