Riskoff
10:21 22-03-2005 [F1] "Формула-1" сегодня
С каждой новой гонкой замечаю то, что новый регламент нравится мне всё больше и больше... Наконец-то абсурдные решения FIA достигли критической массы и, перевалив через "минус бесконечность", дали-таки положительный эффект с точки зрения зрелищности. Теперь мало просто смотреть на то, как гоночный инженер дирижирует победой. Отныне необходимо оценивать возможности и умения каждого отдельного гонщика, учитывать его умение импровизации – только так можно понимать происходящее на трассе и получать от этого удовольствие.


* * * Об истории * * *

Никогда не скрывал от камрадов и своих друзей свою заинтересованность в (как я их называю) "золотых годах" "Формулы-1". За редкими исключениями (которые всегда проскакивают то тут то там) 80-е и начало 90-х прошлого столетия были образцом интересных гонок, борьбой инженеров и их инноваций, борьбой характеров и индивидуальных стилей прохождения гонок. Пусть ненадолго, но выстрелить могла любая команда, но и затяжных победных серий одного гонщика на полдекады не наблюдалось. Напротив, количество присутствующих на трассе чемпионов (ха!.. и количество "болидов", между прочим) исключительно радовало и восхищало: "как это они все здесь умещаются?".

В какой-то момент всё рухнуло. Уходы ветеранов, массовое банкротство команд, гибель на трассе последнего оставшегося в гонках чемпиона... Один из них, правда, вернулся... Лишь для того, чтобы ещё раз доказать первое предложение этого абзаца. В конечном итоге, именно благодаря этому бардаку и нестабильности сезон 1994-го года стал одним из самых запоминающихся. А следующие два года, не были особо интересны, за исключением отдельно взятых гонок. Но они стали переходными перед новым периодом восхода "Формулы-1", как спорта. Во всяком случае, так нам казалось после очень удачного 1997-го года.

А затем началось то, что стало залогом красной (ибо язык не поворачивается сказать "серой") современности. То самое, что можно охарактеризовать простой фразой: "Ferrari тянут за уши". В принципе это было естественно: не успел ты толком ввести дорогостоящий проект Bernie-TV, как McLaren решил повторить подвиги 10-летней давности! В общем-то, не спорю... В FIA всё сделали правильно, если не делать оглядку на то, что не они не подумали о последствиях, в конце концов, то самое Bernie-TV и убивших. Итого с 1997-го по 2000-й включительно мы зачарованно наблюдали отчаянную борьбу (а порой даже волшебство) на трассе и на пресс-конференциях, в боксах и судах! Это было увлекательное время, когда снова появились характеры гонщиков, кусающие "большую четвёрку" середняки-выскочки, а в 1999-м году в высшей формуле автоспорта выступало сразу 4 чемпиона и ещё одно имя едва к ним не присоединилось! Всё так же, как и тогда, в старые добрые времена...

...Пока всё не рухнуло окончательно. Внешнее вмешательство FIA в естественные процессы "Формулы-1", допинги слабым и порицания сильным, разрушили экосистему спорта, превратив её в сырьевой придаток. Сырьевой придаток для одной команды (не без помощи FIA набравшей в себя колоссальный конструкторский потенциал) и для первого номера этой команды. Исход, казалось бы, удачного чемпионата 2003-го года, совершившийся на Нюрбургринге, лишь подтверждает моё категорическое заявление.


* * * Сегодня * * *

Буду краток. То, что произошло в последние две гонки – это чудо. Чудо из прошлого, которое я чувствовал когда-то. Чудо жизни в движении, без постоянства пятилетнего зрелища театра одного актёра и повседневной нудности – мы говорим "да" таким гонкам! Мы хотим сюрпризов и непредсказуемости, безумств гонщиков и перетасовки в рядах лидеров! И мы понимаем, что правило одного комплекта резины является ключом ко многому из увиденного в "Формуле-1" за последние три недели.

Разгадка таится в понимании физики процесса. Как говорилось в фильме "Дни грома": "Шины – вот на чём выигрываются гонки". Так было раньше, в те времена великих чемпионов; это – классика гонок. Так будет и теперь. Каждый пилот, со своим индивидуальным стилем, по своему расходует резину, да и обстоятельства гонки заставляют порой поднажать и испортить её ближе к финишу. А посему, с новыми правилами, борьба между гонщиками после первого пит-стопа гарантирована. Да будет так!


P.S. Очевидно то, что новое правило "одного комплекта" не безупречно и однозначно идёт в разрез с политикой безопасности FIA. Сие есть единственный минус нынешнего чемпионата. Надеюсь, "один комплект" выдержит проверку временем и утвердится в будущем. В противном случае нам снова придётся ждать чуда. И, снова надеюсь, что это малогабаритное "чудо" без антикрыльев, с обрезанным мотором и протекторной резиной не станет полным посмешищем. Эх, опять придётся цепляться за прошлое... Как это надоело...
Комментарии:
Dale
11:49 22-03-2005
Ну да, "Феррари" начала проигрывать и сразу же вернулись "золотые годы"... Какая знакомая песня... Коллега, не надо подменять понятия, твоя шумофобия к "золотым временам" не имеет никакого отношения. В минувших Гран-при не было вообще никакой борьбы за победу, чем это отличается от прошлогодней серии Шумахера?

Что касается вдохнувшего новую жизнь правила одного комплекта резины: будем надеяться, что где-нибудь в Монце перед Параболикой ни у кого не лопнет покрышка...
Postman
12:50 22-03-2005
80-е и начало 90-х прошлого столетия наверное все же эпоха 70-90-ых годов целиком.

Тот факт что в современных автогонках Ф-1 преобладала одна коменда сделало их скучными и мало зрелищными для большинства зрителей. Не важно что это за команда и какого она цвета, просто получалась некая монополия на победу и от этого весь интерес пропал.
Сейчас все изменилось, но вперед вышли другие. Несмотря на новое правило, в первых двух гонках победила одна команда, а была ли серьезная битва за победу? Я смотрел в полглаза и полуха, но кажется что нет.....
Riskoff
13:19 22-03-2005
Dale
Ну да, "Феррари" начала проигрывать и сразу же вернулись "золотые годы"...

[ Сарказм ] Дык, ясень пень, если бы Ferrari продолжили всё выигрывать снова - это было бы очень интересно!

, не надо подменять понятия, твоя шумофобия к "золотым временам" не имеет никакого отношения.

Во-первых, я не шумофоб - боятся мне его незачем. Раньше, соглашусь, я его ненавидел. Особенно после Хереса. Но к 2001-му году успокоился окончательно и даже болел за него против Монтойи После прошлого года, Михаэль, по понятным причинам, мне порядком надоел. Если это есть шумофобия, то что же... Изволь меня так называть и в дальнейшем. Но не забывай, что будь на месте Шумми тот же Дейвид Култард (например) мне бы осточертел даже он. Поэтому, изволь меня также называть и Култардофобом

Кроме того, я ни в коем случае не называл текущие времена "золотыми". Я лишь намекнул на появление соответствующих зачатков и выразил надежду на лучшее. Однако для того, чтобы сие произошло, необходимо присутствие на трассе хотя бы тройки харизматичных чемпионов, которые будут бороться на трассе между собой. Таковое может случиться не ранее, чем через пару-тройку годков. Боюсь, что к тому моменту уже стартует альтернативная "Формула" и придётся ждать ещё несколько лет, пока всё утрясётся. А там и конец света не за горами

В минувших Гран-при не было вообще никакой борьбы за победу, чем это отличается от прошлогодней серии Шумахера?

Почти полное отсутствие борьбы за победу в гонках 1993-го года не мешает мне относить это время к лучшему. В 1997-м году редкая гонка проходила в борьбе за победу, но это не значит того, что сезон был не интересен. А 2003-й? Это вообще полный разброд гонок без борьбы за победу... Напряжение в борьбе за победу на Гран При Франции прошлого года можно было рукой пощупать. Но был ли интересен сам сезон?

Отношение к гонкам каждого из нас сугубо личностное. В дневнике я высказал собственное мнение и оно не противоречит общей картине, которую я люблю наблюдать. Общая картина - это борьба в чемпионате (в общем). В этой общей картине, частности (в виде борьбы за победу) безусловно ценимы. Но я совру, если скажу, что именно это меня занимает. Нет, в большей степени я смакую приятные мелочи и сюрпризы. Я видел это вдоволь пересматривая обзоры сезонов прошлых лет, я увидел это и сейчас. Сам старт сезона стал сюрпризом. И, что самое главное, очевидно, это будет наблюдаться и в будущем. Даже если, начиная с Бахрейна, Ferrari вновь начнёт всё выигрывать, я буду смаковать спорт за их спинами и продолжать смотреть это всё, пока не определиться математический чемпион. Уверен, что мы с тобой, как истинные болельщики этого спорта, ожидаем определения этого чемпиона лишь после взмаха клетчатого флага на последнем Гран При сезона.

будем надеяться, что где-нибудь в Монце перед Параболикой ни у кого не лопнет покрышка...

Как показывает опыт Дэрека Уорвика, выход из оного поворота куда опаснее входа. И вообще, безопасного спорта не бывает. "Формула-1" может быть абсолютно безопасной лишь в том случае, если её запретят. А если не запретят, то придётся запретить обгоны. А таки кому это надо?
Dale
13:54 22-03-2005
Riskoff
Дык, ясень пень, если бы Ferrari продолжили всё выигрывать снова - это было бы очень интересно!

Да дело как раз не в "Феррари", хотя трудный старт Скудерии лично для меня не стал сюрпризом. Просто за исключением борьбы Уэббер-Хайди-Ральф на протяжении одного круга Малайзии борьбы как таковой мы не наблюдаем. Все едут и берегут резину. И даже новая аэродинамика не помогает.

Кроме того, я ни в коем случае не называл текущие времена "золотыми". Я лишь намекнул на появление соответствующих зачатков и выразил надежду на лучшее. Однако для того, чтобы сие произошло, необходимо присутствие на трассе хотя бы тройки харизматичных чемпионов, которые будут бороться на трассе между собой. Таковое может случиться не ранее, чем через пару-тройку годков. Боюсь, что к тому моменту уже стартует альтернативная "Формула" и придётся ждать ещё несколько лет, пока всё утрясётся. А там и конец света не за горами

У нас в Формуле-1 не то, что харизматичных чемпионов, харизматиков то, как таковых, нет. Чтобы не говорили про МШ, но он один привелкает колоссальное внимание. А уйди он - на кого смотреть-то? Алонсо что ли у нас с харизмой? Или Кими Райкконен? Даже Монтойя и тот в Култхарда превращается под чутким руководством Рона Денниса.

Почти полное отсутствие борьбы за победу в гонках 1993-го года не мешает мне относить это время к лучшему

Ну тут ты, на мой взгляд сильно загнул Вспомни ЮАР, Бразилию, Европу (!), Монако, Великобританию (!), Португалию, Японию. Скучными в том сезоне были, пожалуй, только Испания и Франция, ну и может, Австралия еще, но там, учитывая, что это была последняя гонка Проста, было не до скуки...

Как показывает опыт Дэрека Уорвика, выход из оного поворота куда опаснее входа

Можно вспомнить печальный опыт фон Трипса. Но в данном случае не важно место: это может случиться и в "О'Руж" и в бэнкинге Индианаполиса. Просто ощущение искусственности происходящего меня не покидает. И это - главное, почему я не в восторге от нового регламента. Ей-Богу, если бы ввели систему балласта, это и то было бы разумнее.
Bladewalker
16:13 22-03-2005
Посмею не согласиться с автором. Я - зритель. Зрителю нужно зрелище. А зрелища как такового нет.

Я ожидал от нововведений большего. Конечно, 2 гонки маловато для того, чтобы делать какие-то выводы, но зрелищность соревнований как оставляла, так и оставляет желать лучшего.

Фокус с одним комплектом резины привел к тому, что мы будем видеть очень мало обгонов и борьбы на близкой дистанции. Пилоты просто лишний раз поберегут шины и не будут совершать рискованных маневров. Увы, это факт, контактная борьба очень сильно изнашивает резину, поэтому от нее теперь будут стараться уйти. Хотели как лучше, получилось...

Первой гонки не видел по семейным, так сказать, обстоятельствам, а вторая произвела совершенно угнетающее впечатление. Наверное, из-за контраста, потому что субботним вечером мне удалось посмотреть второй старт сезона IRL на треке с неправильной геометрией в Финиксе. От гонки получил самый настоящий Кайф с большой буквы. Фантастическая борьба почти безумного пилотирования Сэма Хорниша младшего с идеально отбалансированной машиной Дарио Франкитти. Утром во время трансляции из Малайзии чуть не заснул...

Кстати, гонка навела меня на мысль о том, что действительно надо сделать, чтобы Формула снова сталa интересной. Мне абсолютно неважно положение в чемпионате, меня, как истинного ценителя, волнует борьба на трассе. Для того, чтобы она вернулась в гонки, надо нивелировать разницу в стоимости высокотехничной начинки болидов всех без исключения команд. Если не абсолютно, то хотя бы в несколько раз. Чтобы поведение машины на трассе зависело прежде всего от искусства НАСТРОЙКИ (см. Дарио Франкитти). Смену резины, естественно, вернуть обратно, чтобы дать гонщикам возможность рисковать на трассе. Предоставлять полный спектр видов резины на уик-энд, от очень жесткой, до очень мягкой. И еще одно очень интересное нововведение из-за океана: не знаю, как сейчас, а в конце 90-х в у пилотов CART была возможность регулировать качество смеcи горючего, поступающего в двигатель. Если развернуто, то это давало возможность экономить горючее тогда, когда пилот считал максимальный расход нецелесообразным. Что давало возможность для существования почти неограниченного числа тактик пит-стопов, которые были настолько гибкими, что спокойно менялись по ходу гонки, а разница между моментальными задачами (и, как следствие, используемыми возможностями машины) спокойно может дать очень увлекательную для зрителя картинку.

На мой взгляд, FIA уже не знает, что делать, нововведения становятся все бредовее и разрушают сами основы автоспорта.
Riskoff
02:50 06-04-2005
Dale
Просто за исключением борьбы Уэббер-Хайди-Ральф на протяжении одного круга Малайзии борьбы как таковой мы не наблюдаем.

Ну, блин... Ясень пень, что тут не Nascar и даже не Формула-3. И слава богам, что Ф-1 не докатилась до уровня балагана! Сделав основной пост, я писал не столько о долгожданной смене лидера или о тупом увеличении обгонов... Скорее это была радость за появление жизни на трассе. Согласись: внутреннее напряжение в борьбе и само качество борьбы повысилось. Запрет замены шин играет в этом не последнюю роль.

У нас в Формуле-1 не то, что харизматичных чемпионов, харизматиков то, как таковых, нет.

Гм... "Ниже шеи начинается харизма". А поскольку все болельщики оценить (лично) её не смогут, то им в этом "помогут" СМИ. Если по-хорошему разобраться, то и у Проста с Сенной харизмы-то особой не было. Только мастерство и личные отношения, раздутые теми же СМИ.

>> Почти полное отсутствие борьбы за победу в гонках 1993-го года не мешает мне относить это время к лучшему
> Ну тут ты, на мой взгляд сильно загнул Вспомни ЮАР, Бразилию, Европу (!), Монако, Великобританию (!), Португалию, Японию.


[ Удивлённо ] В какой-то из перечисленных гонок была борьба за победу?

Тогда давай определимся, что мы подразумеваем под этим словосочетанием. Я, например, так считаю: борьба за победу должна идти по крайней мере до двух третей гонки между (как минимум) парой равных по скорости гонщиков в данной гонке.

Разве что в Португалии нечто подобное состоялось... И в Бельгии. В остальных же перечисленных Грани При победитель в борьбе определялся после первого десятка кругов.

Просто ощущение искусственности происходящего меня не покидает.

Ну, по мне так лучше единая искусственность для всех, чем запрет узлов и сплавов кого-то одного в угоду остальным


Bladewalker
Пилоты просто лишний раз поберегут шины и не будут совершать рискованных маневров. Увы, это факт, контактная борьба очень сильно изнашивает резину, поэтому от нее теперь будут стараться уйти.

Ух... Если в Ф-1 начнётся контактная борьба, то тебе, как зрителю, интереснее будет смотреть не гонку, а то, что происходит после неё. В частности на пит-лейне, как Култард бегает от разъярённого Шумахера в поисках Вильнёва, с целью извиниться и дать совместный отпор общему врагу... Да, точно, в этом смысле бокс интереснее

Хотели как лучше, получилось...

Получилось лучше, чем то, что мы наблюдаем с 1996-го года. Даже в 95-м обгонов было достаточно, в самом деле. Сейчас же, за последние три гонки, обгонов и открытой (отнюдь явно не "паровозной") борьбы было больше, чем за три последних сезона вместе взятых.

Фантастическая борьба почти безумного пилотирования Сэма Хорниша младшего с идеально отбалансированной машиной Дарио Франкитти. Утром во время трансляции из Малайзии чуть не заснул...

Ну-у-у... IRL для того и существует, чтобы только ради обгонов. В Ф1 такого ждать нет смысла, ибо:
1) конфигурация трасс ИНАЯ;
2) техническая подготовка болидов РАЗНАЯ.

Ясное дело, что на овалах и на одинаковых машинах мы увидим фейерверк обгонов. Но посмотри IRL пару сезонов подряд и, уверен, ты возненавидишь все кольцевые гонки мира

Предоставлять полный спектр видов резины на уик-энд, от очень жесткой, до очень мягкой.

Вот видишь. Пусть иначе, но и ты понимаешь значимость шинного фактора. Осталось лишь вспомнить, что ещё до 1996-го года, пилоты Ф-1 имели возможность "в полный рост" баловаться разной жёсткостью шин. А потом началось: выбор фиксированного типа резины на гонку, затем на уик-энд, затем нарезка протектора...

Существует ещё один общедоступный факт. Вероятность борьбы на торможении прямопропорцианальна тормозному пути. Запретите карбоновые тормоза и введите дешёвый унифицированный узел - сразу снижается скорость прохождения круга (с чем так борится FIA) и начинается борьба на трассе. Опасно ездить на лысых шинах? Запрещаем дозаправку - снова появляется море тактик.

Но увы, с нефтяными спонсорами дозаправка не будет запрещена никогда. Следовательно, надо запрещать замену шин. Здесь FIA попали в точку с определением баланса.
Bladewalker
18:18 06-04-2005
Riskoff
Если в Ф-1 начнётся контактная борьба, то тебе, как зрителю, интереснее будет смотреть не гонку, а то, что происходит после неё.

Я - зритель гонок. Все, что после гонок и вокруг них, меня не интересует.

Сейчас же, за последние три гонки, обгонов и открытой (отнюдь явно не "паровозной") борьбы было больше, чем за три последних сезона вместе взятых.

Вот только почему-то не за 1-2 место. А меня интересует именно это, а не схватки в нижней половине очковой зоны. А обгонов все равно мало. Очень мало. Конечно, их стало больше. Понимаю, что последние годы приучили к голодному пайку, но не до такой же степени, что десяток обгонов за гонку считать зрелищем.

Ну-у-у... IRL для того и существует, чтобы только ради обгонов. В Ф1 такого ждать нет смысла, ибо:
1) конфигурация трасс ИНАЯ;
2) техническая подготовка болидов РАЗНАЯ.

Ясное дело, что на овалах и на одинаковых машинах


Нельзя же так безбожно отставать от времени IRL вышла с овалов на обычные трассы. И причем я бы сказал, что смотрелось это вполне пристойно. И про одинаковые машины не надо тут. Пилотам с двигателями "Шевроле" это скажи, много нового о себе узнаешь, с самого начала сезона мучаются

Но посмотри IRL пару сезонов подряд и, уверен, ты возненавидишь все кольцевые гонки мира

Не стоит быть настолько уверенным в том, чего не знаешь. Инди смотрю с тех времен, когда там зажигал еще незабвенныЙ Эмерсон Фиттипальди. И знаешь, все равно нравится и смотрится.

А дешевых унифицированных узлов действительно надо побольше. Потому что Ф-1 уже с того самого 1996 перестала быть символом технического прогресса и полета конструкторской мысли. Это уже потеряно и этого не вернуть. Оставьте тогда шоу, а не гибрид ежа с ужом, который имеем сейчас.