С каждой новой гонкой замечаю то, что новый регламент нравится мне всё больше и больше... Наконец-то абсурдные решения FIA достигли критической массы и, перевалив через "минус бесконечность", дали-таки положительный эффект с точки зрения зрелищности. Теперь мало просто смотреть на то, как гоночный инженер дирижирует победой. Отныне необходимо оценивать возможности и умения каждого отдельного гонщика, учитывать его умение импровизации – только так можно понимать происходящее на трассе и получать от этого удовольствие.
* * * Об истории * * *
Никогда не скрывал от камрадов и своих друзей свою заинтересованность в (как я их называю) "золотых годах" "Формулы-1". За редкими исключениями (которые всегда проскакивают то тут то там) 80-е и начало 90-х прошлого столетия были образцом интересных гонок, борьбой инженеров и их инноваций, борьбой характеров и индивидуальных стилей прохождения гонок. Пусть ненадолго, но выстрелить могла любая команда, но и затяжных победных серий одного гонщика на полдекады не наблюдалось. Напротив, количество присутствующих на трассе чемпионов (ха!.. и количество "болидов", между прочим) исключительно радовало и восхищало: "как это они все здесь умещаются?".
В какой-то момент всё рухнуло. Уходы ветеранов, массовое банкротство команд, гибель на трассе последнего оставшегося в гонках чемпиона... Один из них, правда, вернулся... Лишь для того, чтобы ещё раз доказать первое предложение этого абзаца. В конечном итоге, именно благодаря этому бардаку и нестабильности сезон 1994-го года стал одним из самых запоминающихся. А следующие два года, не были особо интересны, за исключением отдельно взятых гонок. Но они стали переходными перед новым периодом восхода "Формулы-1", как спорта. Во всяком случае, так нам казалось после очень удачного 1997-го года.
А затем началось то, что стало залогом красной (ибо язык не поворачивается сказать "серой") современности. То самое, что можно охарактеризовать простой фразой: "Ferrari тянут за уши". В принципе это было естественно: не успел ты толком ввести дорогостоящий проект Bernie-TV, как McLaren решил повторить подвиги 10-летней давности! В общем-то, не спорю... В FIA всё сделали правильно, если не делать оглядку на то, что не они не подумали о последствиях, в конце концов, то самое Bernie-TV и убивших. Итого с 1997-го по 2000-й включительно мы зачарованно наблюдали отчаянную борьбу (а порой даже волшебство) на трассе и на пресс-конференциях, в боксах и судах! Это было увлекательное время, когда снова появились характеры гонщиков, кусающие "большую четвёрку" середняки-выскочки, а в 1999-м году в высшей формуле автоспорта выступало сразу 4 чемпиона и ещё одно имя едва к ним не присоединилось! Всё так же, как и тогда, в старые добрые времена...
...Пока всё не рухнуло окончательно. Внешнее вмешательство FIA в естественные процессы "Формулы-1", допинги слабым и порицания сильным, разрушили экосистему спорта, превратив её в сырьевой придаток. Сырьевой придаток для одной команды (не без помощи FIA набравшей в себя колоссальный конструкторский потенциал) и для первого номера этой команды. Исход, казалось бы, удачного чемпионата 2003-го года,
совершившийся на Нюрбургринге, лишь подтверждает моё категорическое заявление.
* * * Сегодня * * *
Буду краток. То, что произошло в последние две гонки – это чудо. Чудо из прошлого, которое я чувствовал когда-то. Чудо жизни в движении, без постоянства пятилетнего зрелища театра одного актёра и повседневной нудности – мы говорим "да" таким гонкам! Мы хотим сюрпризов и непредсказуемости, безумств гонщиков и перетасовки в рядах лидеров! И мы понимаем, что правило одного комплекта резины является ключом ко многому из увиденного в "Формуле-1" за последние три недели.
Разгадка таится в понимании физики процесса. Как говорилось в фильме "Дни грома": "Шины – вот на чём выигрываются гонки". Так было раньше, в те времена великих чемпионов; это – классика гонок. Так будет и теперь. Каждый пилот, со своим индивидуальным стилем, по своему расходует резину, да и обстоятельства гонки заставляют порой поднажать и испортить её ближе к финишу. А посему, с новыми правилами, борьба между гонщиками после первого пит-стопа гарантирована. Да будет так!
P.S. Очевидно то, что новое правило "одного комплекта" не безупречно и однозначно идёт в разрез с политикой безопасности FIA. Сие есть единственный минус нынешнего чемпионата. Надеюсь, "один комплект" выдержит проверку временем и утвердится в будущем. В противном случае нам снова придётся ждать чуда. И, снова надеюсь, что это малогабаритное "чудо" без антикрыльев, с обрезанным мотором и протекторной резиной не станет полным посмешищем. Эх, опять придётся цепляться за прошлое... Как это надоело...