OldBoy
07:55 27-10-2005 Альма-матер.
Про факультет и учёбу

Вопрос студента-первокурсника:
Философия? Это чё за предмет такой?
Да и вообще нафиг она нужна?


Если оно воняет - это химия.
Если оно зелёное и дёргается - это биология.
Если оно работает - это физика.
Если оно не работает - это философия.

Gaudeamus igitur
Juvenes dum sunuis
Vivat academia!
Vivant professores!


Знакомо? Да, эти слова из знаменитого студенческого гимна, уходящие корнями в традиции средневековых университетов, настолько переплелись в социокультурный пласт современности, что стали своеобразным феноменом, позволяющим говорить о принадлежности индивида к некой социальной группе, именуемой студенчеством, вызывая разные мыслительные ассоциации у тех, кто тесно связан с образовательной системой вообще; у тех, кто был интегрирован в процессы обучения и специализации; а также у тех, кто ещё не покинул храм науки и остаётся в том способе бытия сущего-присутствия, которое в русле фундаментальной онтологии Хайдеггера определяется не иначе, как бытие-в-обучении. В свете устоявшихся и расхожих суждений "От сессии до сессии живут студенты весело!", "Аспиранты - тоже люди!", "Учёным можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан!" становится не слишком приятно сидеть на пороховой бочке и знать, что твои основные понятия о феномене представляют собой затасканные мнения. Постоянный контакт с научным руководителем, выступления на конференциях и симпозиумах, присутствие на банкетах в тесных академических кругах, неофициальное общение со светилами отечественной науки способны вызвать поток впечатлений, который мощной волной прорывает дамбу трухлявых представлений об аспирантах как об особой касте высокоинтеллектуальных индивидов-уникумов, уже порядком погрызших гранит науки и взваливших на свои спины ношу диссертационного исследования.

Философия как наука "мира наизнанку" позволяет выхватить взглядом то самое дно, узреть которое возможно лишь экзистируя в способе бытия аспирантом. Разомкнуть своё здесь-бытие к бытию аспиранта-философа означает, прежде всего, осознание своей принадлежности к мувменту, как движухе той социальной группы, которую можно смело именовать "аспирантское племя". Вступить в способ бытия аспиранта-философа - это значит предпринять попытку нащупать спасительную нить, блуждая в лабиринтах философских конструкций, это значит подвергнуть свой мозг штурмовым атакам проблемно-теоретических вопросов, постепенно втягиваясь в процесс перекладывания костей великих мыслителей прошлого из одной могилы в другую, следуя по накатанным рельсам своей кафедры и по шпалам идейных выкладок своего научрука, при этом хорошо ориентируясь в фарватере межкафедральных связей на факультете и технично выруливая в мейнстриме процедурных вопросов.

Когда-то я находил во всём этом смысл. Я заступил в это бытие и разомкнул его к самому себе. Теперь смысл утрачен. Теперь я за пределами такого способа бытия. Хайдеггером я переболел, влияние его идей, кстати, сказывается на мне до сих пор. Хайдеггер на факультете Питерского универа популярен. И если раньше все носились с именами Маркс, Энгельс, Ленин, то сейчас другая троица: Гуссерль, Хайдеггер, Деррида. Соответственно феноменология, онтология и философия постмодерна, в частности деконструктивизм. Я закончил исторический. На философский факультет я пришёл уже в качестве аспиранта. Аспирант, надо сказать, из меня хреновый получился. Но я сейчас не об этом. Я про историю и философию. Есть философия, есть история, есть история философии и есть философия истории. Это четыре разных предмета. Но если сравнивать историю и философию, то можно прийти к очень интересным наблюдениям. История рассказывает о вещах, которые никто не знает, словами, которые знают все. Обнаружение в архивах неизвестного факта продвигает историю как науку вперёд. Философия же наоборот повествует о вещах, которые всем хорошо известны, словами, которых никто не знает.

Неужели философия как наука это топтание на месте? Как же происходит прорыв в этой области знаний? Очень просто. На философа можно положиться только в одном - в разрушающей критике других философов. Вся философия сводится, в сущности, к тому, что один философ пытается доказать, что все его предшественники философы - ослы. И обязательно найдётся такой уникум, который тратит полжизни на то, чтобы это доказать. И что самое интересное, ему это отчасти удаётся. Он делает революцию. Далее всю свою последующую жизнь он доказывает, что ослы не его предшественники, а он сам. Но тогда его уже никто не слушает. Ибо слово сказано, идея родилась. Материальной силой, она конечно не стала, но завладелами умами определённой группы людей. Как правило тех, кто профессионально занимается этой сферой знаний. Нет, они не ищут под линзой микроскопа вакцину от вируса, не совершенствуют атомные реакторы, не делают оружия массового поражения, не изобретают лекарств. Они занимаются теориями, конструируют их, опровергают, классифицируют, микшируют. Этакие Мичурины-Кулибины, генераторы идей. Только эти теории, какими бы они гениальными не были, оказываются никому кроме них самих не нужны.

Так много весёлых ребят,
И все делают велосипед,
А один из них как-нибудь утром
Придумает порох…

© В. Цой

Философия как комплекс упражнений для развития ума и как пособие для интеллектуальной дрочки вполне пригодна. Но всё хорошо в меру. Ибо Минздрав предупреждает: Постоянные занятия интеллектуальной мастурбацией могут привести к ментальному оргазму.
А суровая правда реальности такова:
Закончил Университет? Нет работы? Нет денег? Иди на хуй!


Current music: Кино - Вопрос
Комментарии:
login
16:41 11-11-2005
тупой вопрос: где учился?)))
И М ака Фридрихъ
17:34 11-11-2005
а чем теперь занимаешься ? (гдеработаешь)
OldBoy
02:57 12-11-2005
login, Инакомыслящая,

А чё в стофактах не указано?
Вроде я там про учёбы писал... значит моё упущение.

После школы поступил в педагогический.
Да, да смейтесь смейтесь.
Я педагог. Я маньяк, ага. Я па-настаящиму лублу детей.))
Где-то на курсе третьем завертелось, закрутилось...
расформирование факультетов, реорганизация ВУЗа,
из одного гуманитарного факультета, где я учился и где были два отделения англо-германской филологии и исторический (я был на историческом, лучше бы стал филологом) выделили в отдельный институт истории, социологии и права. На качество и систему образования это никак не отразилось, дофига было предметов педагого-психологического цикла. Типа "физиология детей и подростков", "история педагогики", собственно, сама "педагогика", "методика вдлабливания идеи в неокрепший пубертатный мозг", диференциальная, социальная ещё какая-то там психология... кароче мне заибали мозг получил я диплом учителя. Ахуеть Однако из меня Макаренко как из Песталоци балерина. После универа рванул в Питер, город мечты моей. Поступил в аспирантуру на философский факультет СПбГУ. Ибо нравилась мне философия до опупения. И щас нравицо, ага. Параллельно осваивал второе высшее в Питерском Политехе, специальность "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети". Кароче сисадмин. Ни хуя на грамм не ощущаю себя технарём. Хуманитарий я. Но работаю по технической части. Компы, сети, сервера.
Ибо компы - это хлеб. А философия - это попиздеть приятно и душевно поговорить за чашечкой чая. Сами понимаете, идеи и теории это, конечно хорошо, но жрать то хочица фсихда. И не просто жрать. А фкусна жрать.

З.Ы. Аспирантуру не закончил.
Ибо заебало испытал творческий кризис.
Решил бросить и вернуца туда позже.
login
09:32 14-11-2005
OldBoy исчерпывающе.)) стофактоф читала, но что-то видиом, если ты и писал там, не зацепилась.