OldBoy
15:30 16-11-2005 Станислав Лем
«Убеждение, будто западная цивилизация с ее стандартами массовой культуры и механического облегчения жизни уродует на каждом шагу то потенциальное душевное богатство человека, развитие которого должно служить целью его существования, приводит к тому, что снова и снова различные люди, в том числе и ученые Запада, обращаются к древней Азии, в частности к Индии, в надежде, что в буддизме кроется панацея от бездушия технократии. Но нет ничего более ложного. Таким путем могут "спастись" лишь одиночки, и те, кто ищет умиротворения, несомненно, могут найти его в буддийских монастырях (тому есть примеры), но ведь это же типичный уход от действительности, бегство от нее, если не сказать, интеллектуальное дезертирство. Ни одна религия не может ничего сделать для человечества, потому что она не является опытным знанием. Конечно, она уменьшает "боль бытия" для индивидуумов, - а мимоходом увеличивает сумму несчастий, мучающих всех, именно вследствие своей беспомощности и бездеятельности по отношению к массовым проблемам. Так что ее нельзя защищать даже с прагматической точки зрения как полезное орудие, потому что это орудие плохое, беспомощное перед лицом главных проблем человечества».

© Станислав Лем
Текст: Сумма технологии
Комментарии:
login
10:50 17-11-2005
отчего мне так всегда нравился Лем? :-) И тут я вспоминаю Станислава Ежи Лец:"Иногда я перестаю верить в синеву небес: мне кажется, что это пространство, идеально покрытое синяками"
OldBoy
17:30 17-11-2005
login,

С Лемом я соглашусь в том, что буддизм - это путь для одиночек. Это действительно так. Буддизму в отличие от христианства не требуется массовость. Буддизм выбирают одиночки. Но можно с Лемом и поспорить, когда он говорит о том, что это такой путь есть интеллектуальное дезертирство, бегство от действительности. Лем оценивает культуру востока по стандартам и критериям, принятым в западной системе ценностей. Из утверждения "буддизм - путь для одиночек" отнюдь не следует, что избрав такой путь человек совершает интеллектуальное дезертирство. Напротив. Сам человек может оценивать такой путь как интеллектуальный прорыв. Как не отход от чего-то, а наоборот достижение.
login
09:06 18-11-2005
OldBoy Но можно с Лемом и поспорить, когда он говорит о том, что это такой путь есть интеллектуальное дезертирство, бегство от действительности мне кажется он это говорит применительно к массовому обуддизмлению. не к личностному.

Я столкнулась с массовым явлением. И знаешь мне это не понравилось. Я вообще считаю, что любая религия -- сугубо личное, даже более интимное, чем любовные отношения. потому что человек рожден, чтобы придти к богу, и это самое главное в его жизни. и идти к богу группой -- самое абсурдное, что я могу представить. тут даже Камю нервно курит :-) вот потому и, на мой взгляд, Лем говорит об интеллектуальном дезертирстве. Потому что когда ты в "команде идущих к богу (или Будде)" это именно что дезертирство, это такой способ группового индульгирования (что на мой взгляд -- в отличие от группового секса -- вот уж точно вызывает отвращение, хотя я давно более чем умеренный человек просто в силу, видимо, возраста и буйно проведенной юности), это не путь, это -- видимость пути, его симулякр, а это, разумеется, -- дезертирство. А вот в одиночку, только ты и твоя вера, это да, это путь.
OldBoy
16:02 18-11-2005
login,

Когда религия становится массовым явлением, она теряет свою одухотворённость. Все истины превращаются в догмы, в некий набор правил, которые чётко регламентируют что человеку делать, а чего не делать. Когда появляется организация, которая приватизирует идею, тогда же появляются адепты учения, стремящиеся завоевать умы и души людей, приобрести их не для Бога, а для организации. Собственно, я ничего не имею против религии. Я считаю, что все пророки в разные времена всегда говорили об одном и том же, но разными словами. И Будда, и Иисус, и Мухаммед. Другое дело, что потом появляются последователи, которые могут в корне извратить саму суть учения.

Так же как и ты, Логин, я тоже считаю, что религия - это личное дело каждого. И каждый понимает Бога по-своему. А раз так, то и путь-то к Богу у каждого свой. В этом вопросе мне проще найти понимание с Богом индивидуально, а не в группе. А та, религия, которая идёт на показуху - это уже совсем не то. И ещё мне не нравится религиозный партикуляризм. Т.е. это когда кричат "Наша и только наша религия истина. Остальное ложь". Из-за этого в истории происходили всякие религиозные раздоры и войны.

Из всех религий мне наиболее близок буддизм. Это не говорит о том, что к другим религиям я испытываю крайний негатив. Нет, отношение ровное. Просто буддизм мне близок. Кстати, к буддизму тяготели многие философы, в том числе и Ницше, и Шопенгауэр, и Хайддегер. Но буддизм меня привлекает не потому что, он нравился философам. А потому что в буддизме я нахожу что-то своё, личное, индивидуальное. Буддизм - это даже не поиск Бога. Это поиск себя. Это самопознание. Это постоянный путь самосовершенствования. Это именно путь. И тут же вспоминается знаменитое изречение "У самурая нет цели есть только путь". Ибо смысл не в цели, а в самом движении. А движение – это одна из ключевых философских категорий. И это не обязательно направление вперёд. Движение может быть и назад. И движение это не обязательно заданный вектор. Движение может быть и циклическое. Движение может быть и маятниковое. Движение может быть и по спирали. И снова мне вспоминаются слова "Цель ничто. Движение всё".
login
17:45 18-11-2005
я отвечу просто: и мне буддизм. остальное ты понял))