Категория "Identity" разработана в таких отраслях современной психологии как персонология и акмеология, да и во многих других. Ряд психологов гуманистического направления (Humanistic psychology), например, последователи идей Эрика Эриксона используют более специализированное понятие "Ego-Identity", т.е. "Эго-идентичность". Последователи идей Абрахама Маслоу концептуализируют и операционализируют категорию "Я" понятиями "Becoming", "Motivation", "Self-actualization", "Self-esteem need("Становление", "Мотивация", "Самоактуализация, "Потребность в самоуважении"). Что касается философии, то категория "Я" есть предмет исследовательского поля философской антропологии. Более правильней сказать, что эта проблематика междисциплинарна, поскольку является предметом исследования целого комплекса социальных наук, и, прежде всего таких, как экзистенциальная психология и философия.
Самоидентификация не предполагает в человеке нечто, что может и должно быть "идентифицировано". Она не подразумевает, что существует только один способ бытия, который тождественен человеку. Музыкант отождествляет себя с бытием в музыке, компьютерщик – с бытием сисадмина или программиста, страстно влюбленный — с бытием любимого. Не исключено, что кто-то отождествит себя с бытием дворника, а кто-то — с бытием сантехниха. Более того, не исключено, что кто-то отождествит себя с бытием убийцы или с бытием маньяка! Самоидентификация всеядна, никаких границ не знает. Самоидентификация не допускает множественности способов бытия, с которыми человек мог бы себя отождествить. А если всё же допускает, то ценой клонирования, дробления, размножения человека. Ибо если человек отождествляет себя одновременно со многими способами бытия, то какой же из них есть сам человек? "Я" становится не один, "Я" становится много. Оно потерялось среди множества "Я". Это и означает, что человек размножился.
Идея самоидентификации,
а также критика на эту идею оригинально изложена в книге
Вячеслава Вольнова
"Феномен свободы"