Самореализация означает, что в человеке есть желание реализовать себя. Самореализация подразумевает, что в человеке есть нечто, что может и должно быть реализовано. Это нечто уникальное что есть в человеке многие философы и психологи схватывают в понятие "самость". Будь то способности к определённого вида деятельности, будь то талант, будь то профессиональные навыки и т.д. Предположим, что у человека есть эта самость, появляется
желание эти свои знания и способности – самость - реализовать в жизни. Однако, человек может иметь, а может и не иметь
возможностей реализовать свою самость, но в любом случае сама эта самость не меняется от одних возможностей к другим.
Но что если человеку нечего реализовывать? Что если у человека нет никакой самости, которая должна быть реализована? Мне нравится идея самореализации, и лично я нахожу в себе нечто, что могло бы быть названо самостью, то что может быть реализовано мной. Подозреваю, что такую же самость находят в себе и все те, кто разделяет эту идею, а также многие из тех, кто о существовании этой идеи даже не догадывается. Но не поторопимся ли мы с выводом заявив, что самость есть у
каждого?
Разумеется, у каждого человека есть те или иные способности, отчасти прирожденные, отчасти приобретенные. Например, каждый человек способен ходить и бегать, говорить и кричать, читать и писать, а также многое и многое другое. Но ведь не эти же способности подразумевает идея самореализации. Она подразумевает какие-то иные,
особые способности. Например, способность стать музыкантом или способность стать художником. Но не слишком ли это "высокие" примеры? Как же быть со способностью стать дворником или способностью стать сантехником? А также со многими другими профессиональными способностями, без которых существование людей друг с другом невозможно, но которые в обществе не слишком высоко ценятся? Могут ли
эти способности входить в самость? Если могут, то неужели у какого-нибудь Иван Иваныча самость — способность стать дворником, и значит мы заранее должны отказать ему в праве обрести иное, нежели бытие дворником, существования? Если не могут, то во-первых, у каждого ли тогда есть самость, и во-вторых, как отличить "самостные" способности от "несамостных"?
Но даже если отталкиваться от мысли, что самость не у всех имеется и самореализация не всем подходит и работает не для всех, а только лишь для тех, кто в себе смог обнаружить эту самость, как тогда ответить на следующий проблемный вопрос:
А что если не я сам, а кто-то другой смог обнаружить во мне эту самость? А что если кто-то другой может знать самость человека лучше него самого?
Идея самореализации в том виде, в каком она здесь истолкована
взята из книги Вячеслава Вольнова "Феномен свободы"
Сайт автора