Желудь
23:33 19-12-2005 Искусство мерзости.
- Сдаётся мне, джентльмены,это была комедия.
(с) Человек с бульвара Капуцинов


С получением проходок на кинофестиваль все корреспонденты Ч. как один вступили в ряды ценителей искусства и опытных критиков синематографа. Не удержался и я.

Посмотрел фильм «4» режиссёра Ильи Хржановского. Фильм предлагает зрителю «трагикомедию абсурда в четырёх частях», но это на словах. На деле - типичный низовой взгляд девяностых на Россию: свалки, грязь, дым, пьянство, мерзость и разврат. Кажется, начало века сказалось на синематографе положительно: подобное кино ушло из массового в такие вот экскрементальные эксперименты. Спасибо и на том.

Вообще говоря, всё самое главное уже сообщил, но остановлюсь немного на подробностях. Вкратце о происходящем: в маленьком ночном барчике собираются трое (со спящим барменом четверо): торговец мясом, проститутка и настройщик роялей (его играет Сергей Шнуров). Рассказывают друг другу лживые истории, и, переругавшись, расходятся. Настройщик попадает в тюрьму за преступление, которого не совершал, торговец же узнает о существовании круглых поросят и погибает, пытаясь не задавить бесхозного пса (их, кстати, во всей картине куда больше, чем людей). Они, строго говоря, не важны. Большая часть картины посвящена проститутке Марине. Марина узнает, что умерла её сестра Зоя, и едет в деревню на похороны. В деревне же – пьяницы бабушки и Зоин парень, тоже далеко не трезвенник. Живут они тем, что лепят из хлебного мякиша кукол. Бабушки жуют хлеб, сплёвывая мякиш в тазик, производя этот, с позволения сказать, строительный материал. Однако смерть Зои (она подавилась хлебом, помогая бабушкам жевать), ставит деревню перед неприятным фактом: лепить морды куклам умела только она.

Впрочем, ну его, сюжет: никакой цельности в нем нет, кроме постоянно встречающегося во всех мелочах числа "4", а пересказывать все эпизоды, право, нет никакой нужды. Экскременталитет (а как иначе?) режиссёра и автора сценария ставит себе только одну задачу: эпатировать публику. Фильм – не более и не менее, как ещё один акт самоутверждения мерзости, кичащейся своим попиранием общечеловеческих ценностей. Увидев в титрах имя автора сценария – Владимир Сорокин – я даже не удивился нисколько.

Если вы пока не удосужились взглянуть на эту «картину о пронзительной русскости, о поиске нашего национального сознания», я умоляю вас, не ходите. Посвятите лучше время сбору собачих фекалий в ближайшем парке. Эффект для сознания тот же, а обществу, несомненно, полезнее.

Убивать надо за такие фильмы, словом.

Current music: Cross The Tracks (OST Snatch)