OldBoy
16:49 21-12-2005 О постмодернизме
Деррида прав каждое автоматическое движение текстуально
каждый текст тоталитарен мы в тексте а следовательно
в тоталитаризме как мухи в меду.
© В.Сорокин "Месяц в Дахау"


Корреспондентка: Сейчас все говорят о кризисе искусства, постмодернизма,
о том, что он исчерпал себя. Как вы оцениваете такие высказывания?

Владимир Сорокин: В постмодернизме нет механизма исчерпанности,
по-моему, он в нём просто не заложен, мне кажется, постмодернизм переживет всё, что о нём говорят.
Корреспондентка: То есть он будет развиваться, развиваться и развиваться?
Владимир Сорокин: Нет, он не будет развиваться, ему уже некуда развиваться. Но мне кажется, что он надолго, потому что постмодернизм - это не процесс, это состояние: в нём нет динамики. И когда я думаю о постмодернизме, я вспоминаю Древний Египет: там в течение многих веков ничего не менялось совершенно. Не менялся ни уклад жизни, ни, так сказать, иерархии, и искусство не менялось чисто формально. И очень может быть, что ХХ век как век процессов различных уже завершился - а то, что будет потом, будет время состояний, как мне кажется. Поэтому говорить о кризисе постмодернизма как бы нелепо вообще.

http://www.websher.net/yale/rl/tren...-interview.html
Комментарии:
chaoss
21:43 21-12-2005
любопытное интервью.
а насчет постмодернизма согласна - как искусство эклектичное, не имеет развития и предела.
OldBoy
13:22 22-12-2005
chaoss,

Да, интересно.
Вот у меня почему-то так: после прочтения некоторых произведений складывается мнение о прочитанном, также как и после прочтения любого другого произведения и, в связи с этим, рисуется некоторое впечатление и о самом авторе произведений. Но совсем другое мнение у меня сложилось об авторе уже после того, как я прочитал и осмыслил то, что он говорит в интервью.

Корреспондентка: Владимир, а не могли бы вы подробнее остановиться на причинах особого акцента, подчеркнутой физиологичности, извращенности в ваших произведениях?
Владимир Сорокин: О каких-то перверсиях? Мне об этом трудно говорить, потому что у меня нет понятия культурно допустимого и недопустимого у меня нет, как у людей традиционной культуры, такого резко очерченного культурного кода, за границами которого начинается культурно недопустимое. И насилие вообще, насилие над человеком - это феномен, который меня всегда притягивал и интересовал с детства, с тех пор, как я это испытал на себе и видел.


А ведь Сорокин вот здесь и в заключительных аккордах этого интервью мыслит как самый настоящий постмодернист, да))

А у меня к тебе возникли вот такие вопросы, если позволишь:
1) Как ты вообще относишься к творчеству Владимира Сорокина?
2) Чем тебе лично интересен постмодерн?
chaoss
01:19 23-12-2005
OldBoy насчет первого вопроса: первое, что прочла у Сорокина, была повесть "Очередь", очень необыченая по форме и сатирическая по сути.
Потом читала цикл рассказов, как раз с текстовыми экспериментами и "физиологическими перверсиями". В принципе это интересно как игра с текстом, хотя, на мой взгляд, он слишком засиделся на этом своем коньке.
В целом нахожу его интересным и ярким явлением в нашей литературе, хотя несколько увлекшимся формой в ущерб содержанию. То есть Вениамин Ерофеев, например, "душевней", глубже по содержанию.

2) постмодерн - это дыхание нашего времени, прежде всего. То есть вот есть барокко, классицизм, готика - каждый из этих стилей по-своему прекрасен, но это стили других эпох, других реалий, другого ритма жизни. Сейчас они в чистом виде анахроничны. Постмодернизм, не создав ничего принципиально нового, пытается "вплести" элементы этих стилей в современную реальность. Мне как дизайнеру приходится многому учиться именно у этого стиля, ибо он максимально отвечает сегодняшним требовнаиям к дизайну. (это я, правда, больше про изо-искусство, нежели про литературу, но к литературе это тоже относится так или иначе).
OldBoy
16:31 23-12-2005
chaoss,

Спасибо за ответ.
Очень хочется поговорить и по первому вопросу и по второму.

1) По В.Сорокину.
Моё первое знакомство с текстами Сорокина началось с рассказа "Кисет", причём я начинал читать Сорокина не имея вообще ни малейшего представления о нём. Весь широкий спектр отзывов о нём от восхищения до полного отрицания его творчества как-то прошёл мимо моего слуха и не зацепил мой взгляд. Уверен, начни я читать Сорокина уже имея о нём какое-то представление, полученное от отзывов и комментариев, я бы, возможно, и воспринимал бы тексты несколько иначе, соотнося собственные впечатления с услышанным. Но здесь, как ни странно, сработал принцип tabula rasa. Помню когда читал "Кисет" на том месте, где произошёл резкий сгиб текста я не понял смысл предложения. А когда я не понимаю смысл предложения, я возвращаюсь назад и читаю ещё раз. Повторное чтение мне не помогло, тогда я решил дочитать до конца и, уже прочитав весь рассказ, стала вырисовывать в сознании картинка. Был впечатлён не содержанием, а самим приёмом. Понравилось, прочёл "Месяц в Дахау". Вот здесь как раз "физиологические перверсии" ну и плюс эксперименты с телом текста. Потом была "Очередь". Действительно необычное по форме произведение, в котором рисуется пространство бесконечной очереди, причём очередь эта мёртвая, но читатель попадает в пространство этой очереди, сам того не замечая, как из стороннего наблюдателя он превращается в участника, врастая в тело самой очереди. Цикл ранних рассказов Сорокина меня впечатляет гораздо больше, чем его последние произведения. Считаю Сорокина мастером художественного слова, у него слова лишены смысла, то есть становятся тем, чем они и должны быть – пустыми знаками. То, что у Сорокина в текст врываются шокирующие на первый взгляд куски тела текста в виде потока подсознания, которого однозначно можно классифицировать как бред (например, пьеса "Землянка"), паранойя (рассказ "Сердечная просьба"), как поток нечистот и этот остывающий кал Сорокина приобретает окаменевшую форму в структуре текста – вот это и есть, на мой взгляд, деконструкция текста. Слово у Сорокина визуализируется, буквы представляются в виде некого видеоряда. Но я не могу отнести Сорокина к литературе. Сорокин сам дистанцируется от неё, заявляя:

1. Я не занимаюсь литературой
2. Эти тексты сами по себе не литература
3. Я не ощущаю себя автором этих произведений


Не ищу у Сорокина содержания, содержания-то как такового и нет в его произведениях. Сорокин хорош как раз таки своей формой. Методами и приёмами, вот такими занятными экспериментами над телом текста. Как говорит сам Сорокин:

Все мои книги - это отношение с текстом, с различными речевыми пластами,
начиная от высоких, литературных и кончая бюрократическими или нецензурными.
Когда мне говорят об этической стороне дела: мол, как можно воспроизводить,
скажем, элементы порно или жёсткой литературы, то мне непонятен такой вопрос:
это всего лишь буквы на бумаге. Текст - очень мощное оружие.
Он гипнотизирует, а иногда просто парализует.


2) Постмодернизм.
Если у тебя само это понятие ассоциируется в первую очередь с изо-искусством и литературой, то у меня с философией. Есть одно очень точное и ёмкое понятие, которое схватывает мысль, высказанную тобой во втором абзаце, причём понятие это из лексикона дизайнера – коллаж. Вот это именно то, что собой представляет постмодерн. Это способ подачи целого посредством соединения разнородных элементов. Это соединения различных стилей в музыке, в архитектуре, изо и текста тоже. Прелесть в эклектике совершенно разных жанров. Вот этот принцип комбинаторности заложен в постмодерне и это не просто стыковка, соединение, столкновение, контакт слоёв (культурных, текстовых и т.д.) друг с другом, но и их наложение друг на друга. Наложение слоёв – это вообще принцип фотошопа как инструментария создания растровой графики. Символ постмодерна фото женщины в парандже и с сигаретой Мальборо, вот такой вот смысловой коллаж.