OldBoy
23:58 22-12-2005 Парменид
О природе

Фрагмент 5. Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же
Я вернусь
Путь Истины

Фрагмент 2. Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,
Что за пути изысканья единственно мыслить возмозжно.
Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно":
Это - путь убежденья (которое Истине спутник).

5. Путь второй - что - "не есть" и "не быть должно неизбежно":
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить...

Фрагмент 3.... Ибо мыслить - то же, что быть...

Фрагмент 6. Можно лишь то говорить и мыслить, что есть:
Бытие ведь есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас.



Фрагмент 7. Нет, никогда не вынудить это: "не сущее - суще".
Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом щумящим,

Фрагмент 1.. И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод

Фрагмент 8. Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных,
Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездорожным и совершенным.

5. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть", одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рождения.
Как, откуда взросло? Из не - сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть.

15. Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем:
Есть или не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный.
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.
Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в прошлом"?

20. "Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,
что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.

25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.

30. И пребудет так постоянно…
Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:
Нет нужды у него, а будь, вовсем бы нуждалось.
Тоже самое - мысль и то, о чем мысль возникает,

35. Ибо без бытия о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
все, что приняли люди, за истину то полагая:

40. "Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно",
"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий".
Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно
Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара,
От середины везде равносильное, ибо не больше,

45. Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.
Ибо нет ни не - сущего, кое ему помешало б
С равным смыкаться ни сущего, так чтобы тут его было
Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо.
Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.

50. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,
Лживому строю стихов моих нарядных внимая.

Источник: Фрагменты из произведений ранних греческих философов ч.1. Изд-во Наука, 1989.
Комментарии:
OldBoy
00:55 23-12-2005
Так вот же они истоки понятия "Бытие"!
Читая эти фрагменты из Парменида, скажу честно, я ржал.
На самом деле у Парменида всё очень серьёзно, но меня всё равно нещадно улыбает. Древния Греция - колыбель западной цивилизации и начало западной философии. Парменид - это, конечно, не Гомер и не Гесиод, у которых тоже есть не менее забавные места в текстах, но он был первым в истории не только философии древнегреческой, но и вообще всей философии, именно первопроходцем, первым кто поставил вопрос о бытии. Конечно, как и все его современники, он обращается к богам в поисках ответов, ведь Пролог к его поэме "О природе" аллегоричен и является продуктом мифологического мировоззрения. Однако в отличие от своих современников, занятых вопросом о начале всего сущего, того же Гераклита, который считал началом мироздания огонь и учил всех плавать, потому что всё течёт; того же Анаксимена, который нашёл в качестве субстанции первоначала воздух или, наконец, Фалеса, который тоже натурфилософ школы элеатов, в качестве первостихии выдвинувший воду, Парменид преодолевает всю эту космогонию, впервые сформулировав две важнейшие философские проблемы:
1) вопрос об отношении бытия и небытия
2) вопрос об отношении бытия и мышления.
На первый вопрос Парменид отвечает утверждениями "бытие есть", а "небытие не существует". То есть бытие и небытие нетождественны друг другу. "Есть бытие, а небытия вовсе нет". Небытие не существует, потому что оно не мыслимо.
На второй вопрос Парменид отвечает так "мыслить - то же что быть" и, таким образом, выражает тождество бытия и мышления. Существует то, что может быть мыслимо. Именно за этот тезис ухватится великий диалектик Гегель, который заявит "всё разумное действительно, а всё действительное разумно". В другом переводе этот тезис Гегеля звучит как "что рационально, то и существует, а что существует, то и рационально".
Но Парменид меня порадовал. То, о чём говорил Парменид было незаслуженно забыто, даже сами греки вроде бы понимали о чём идёт речь, но не могли выразить словами, вроде как в голове у них вертится, а объяснить не могут, ибо сам вопрос о бытии и сущем поставил их в тупик. Вот почему Хайдеггер, сделавший переворот в философии и вернувший философию к её истокам, начинает свою монументальную книгу "Бытие и время" эпиграфом с отсылкой на греков.
"Ибо очевидно ведь вам-то давно знакомо то, что вы собственно имеете в виду, употребляя выражение "сущее", а мы верили правда когда-то, что понимаем это, но теперь пришли в замешательство". (Платон. "Софист")
Греки пришли в замешательство от таких вопросов, у них не было ответа. Ответа не дала и вся философская мысль после греков. Хайдеггер поставил вопросы о бытии и сущем заново, ему удалось дать оригинальные ответ на вопрос о том "что есть бытие?", он развил целую философскую систему, которая повлияла на становление взглядов многих других современных философов.
Я даже скажу большее: Хайдеггер - это Парменид, прочитавший Гуссерля.