Aiz
21:22 09-08-2006 Ирвин Шоу, Молодые львы
Три главных героя. Три сюжетные линии, которые переплетаются так же неожиданно и причудливо, как и людские судьбы. Повесть начинается в новогоднюю ночь 1938 года в австрийских Альпах, в Нью-Йорке и на Тихоокеанском побережье Америки. И проходит через бОльшую часть Европы и Второй мировой войны

Христиан Дистль, австриец, горнолыжный инструктор. Тихий, скромный, рассудительный человек, далекий от пафоса националистических страстей. Живет в красивом патриархальном городке среди альпийских гор и лесов, добросовестно работает и неплохо зарабатывает. Одно отравляет ему жизнь: унижение, которому подвергается страна. Австрия и Германия должны быть оценены по достоинству, должны обрести былое величие ("люди не могут вечно жить в унижении"). Христиан убежденный нацист. Он против войны и не сторонник любого насилия, но великая цель оправдывает многие средства. Скоро нацисты придут к власти, грядут большие перемены. Скоро окончится эта ненастоящая, кукольная жизнь, скоро все будет по-другому. Время близко.

Майкл Уайтэкр. Американец, театральный режиссер. Человек, не страдающий ни недостатком денег, ни отсутствием признания. Но его жизнь отравлена самоедством. Он тоже живет ненастоящей, кукольной жизнью. Он ненавидит себя за пристрастие к алкоголю, а пьет, чтобы уйти от ощущения собственного ничтожества. Он ненавидит себя за сутулость, лишний вес, нерешительность. Но - главное - ему тошно от жизни, полной шатких компромиссов и фальшивых улыбок, он не видит пользы ни от дела, которым занимается, ни от самого своего существования ("Возьми себя в руки, - твердил он. - Разведись с Лаурой, начни суровую жизнь без всяких излишеств, живи так, как ты жил десять лет назад, когда тебе было двадцать, когда все было ясным и честным, а встречая новый год, ты не испытывал горького стыда за прожитый")
Надо начинать новую жизнь, а новогодняя ночь - чем не повод? Главное решиться, и все будет по-другому, уже скоро, уже вот-вот.

Ной Аккерман. Американский еврей, юноша, после смерти отца приезжает в Нью-Йорк. В отличие от Христиана и Майкла, он не пытается начать новую жизнь, никакой жизни у него по сути еще не было. Для него все впервые: первая работа, первый друг, первая (и единственная на свете) девушка. Все, казалось бы, хорошо, но чего-то мучительно не хватает: хочется чувствовать себя взрослой, состоявшейся личностью, не мальчиком, но мужем. Настанет день...

Трех героев объединяет одно: в их судьбы вмешивается война. У всех троих был шанс уйти от призыва. И все трое им не воспользовались. Партиотизм, чувство долга, честь. Разве может честный и неравнодушный человек оставаться в стороне, когда решается судьба его страны? Да что там страны - всего мира! Можно отсидеться, спрятавшись за чужими спинами, но не будет ли потом до конца дней стыдно смотреть на себя в зеркало по утрам?

Ни немецкой, ни американской армиям не было дела до этих благостных рассуждений. Христиан, Майкл и Ной попадают в равнодушный, беспощадный и довольно бестолковый конвейер. Они были готовы к самым разным опасностям, тяготам и лишениям, но не к самодурству сержантов и офицеров, муштре и проверке тумбочек ("Мне кажется, что армия разделена на две части: действующую армию и армию марширующую и моющую окна. Мы как раз попали во вторую армию"). Теперь уже не только прежняя жизнь, но и нынешняя служба кажутся им недостаточными, ненастоящими. Они все еще хотят повоевать и испытать себя, и злая, ироничная судьба идет им навстречу. Все трое попадают на фронт и участвуют в самых что ни на есть настоящих боевых действиях.


Читая "Молодые львы", испытываешь сильнейшее чувство причастности и сопереживания. Все, зачастую противоположные, чувства главных героев переживаешь как свои собственные, ощущаешь их радость и боль, страх, отчаяние, соглашаешься с их решениями. Редкий кинофильм до такой степени, как эта книга, вовлекает зрителя в свой мир. Повесть, как и многие другие произведения Ирвина Шоу, настолько объемна и реалистична, и в то же время лишена чрезмерного драматизма и пафосности, выдержана в спокойно-повествовательном, слегка отрешенном тоне, что, читая ее, хочется, перефразируя Станиславского, крикнуть "Верю!"

отредактировано: 09-08-2006 23:08 - Aiz

Комментарии:
АпрельскаяВедьма_арх
12:23 10-08-2006
Я вообще люблю Ирвина Шоу, после "Богач, Бедняк" читала его книги взахлёб... потрясающе передаются человеческие характеры...