Алекс Лочер
18:26 05-09-2007
Я тут перечитал "Остров Крым" Аксёнова.
Перечитал, задумался.
Я его читал до этого всего один раз, был я тогда то ли в девятом, то ли в десятом классе - учительница литературы порекомендовала в списке "почитать на лето в рамках расширения стандартной школьной программы". Я - по своей природной лени - на такие вещи ведусь редко, но если уж ведусь, то обычно не жалею. Так было и с "Белыми Одеждами" Дудинцева (случайно выбранным из списка в несколько десятков позиций), так вот и с Аксёновым.
Только вот я только сейчас понял, что главной-то мысли книжки я тогда не осознал. Да, в принципе, не думаю что тогда это для меня было возможно.

Что там было тогда для меня? Альтернативная история. О, да. Это действительно было круто. В принципе это было первое моё знакомство с этим столь сильно любимым мною ныне жанром. Это, конечно, очень тогда захватило и порадовало - да вообщем и предопределило появление персонажа, чье имя сейчас служит мне никнеймом.
Ну еще - вполне себе местами детективный сюжет, как тогда казалось - со спецслужбами, заговорами и всё такое. Красивая, "буржуйская" сказка, с роскошными автомобилями и женщинами, плейбойскими приключениями главного героя и прочей "романтикой".
Да. Ну и вообщем все. Главной идеи я, судя по всему, просто не понял, как не понял и трагической развязки - я даже умудрился её забыть, и сейчас всю концовку читал почти как первый раз.
Мда.
А сейчас вот понял, как удивительно точно описывает книжка написанная в 70х (!) годах прошлого века то, что происходит у нас сейчас. Т.е. не просто "по-прежнему актуально" - а вот как раз "актуально именно сейчас": если забыть, что это Аксёнов, то создается ощущение что книжка-то написана кем-то из наших современников, вот совсем недавно, в последние года два, а альтернативно-исторический контекст - ну, приём такой, сатирический типа.
Ну вот действительно, не знаю как кому, а мне вот аксёновские крымчане один-в-один напоминают очень многих моих сверстников - молодежь, родившуюся в 80х. Тех, среди которых столь модно нынче патриотически горевать о навсегда потерянной сказке СССР, при этом ни разу в нём ни живя. Тех, кто с этой страной в основном знаком лишь по советским фильмам да песням, а в реале в лучшем случае заставших хвостик горбачевских времен. Тех, кто восторженно ностальгирует по "автоматам с газировкой и граненым стаканчиком, который никто оттуда не воровал" и умно рассуждает о безграничных возможностях для творчества и самореализации.. Ну короче тех, о ком я писал, к примеру, вот тут полтора года назад. И сдается мне, что за полтора года этот вот ностальгический патриотизм стал весьма модной темой в кругах нынешних "политически активных".
Действительно, как легко нынче презрительно осуждать "променявших Великую Державу на сорок сортов колбасы", да ехидно прикалываться про "кровавую гебню" - живя во вполне себе свободной стране со вполне себе неплохим уровнем жизни. Один в один, как скромные аксёновские крымские предприниматели, мечтающие слиться в экстазе с великим северным соседом:
— О-хо-хо, господин Меркатор, — вздыхал вконец расстроенный болтовней лавочника Марлен Михайлович. — Вы хотя бы понимаете, что у нас социализм, что если мы объединимся, вы перестанете владеть своим прекрасным магазином?
— Яки! — радостно сияя, восклицал господин Меркатор. — Так я буду здесь менеджером, социалистическим директором, да?! Ведь не откажется же великий Советский Союз от моего опыта, от моих средиземноморских связей!
— Допустим, — уныло говорил Марлен Михайлович. — Однако у вас не будет здесь ни английского чая, ни итальянского прошютто, ни французских сыров, ни американских сигарет, ни шотландского виски, ни плодов киви, ни...
— Ха-ха-ха, — хохотал господин Меркатор. — Отмечаю у вас, Марлен Михайлович, склонность к черному юмору. Ха-ха-ха, это мне нравится!


Мда.
Ох уж эти идеалисты.
Как там это было?
"Знаешь, те, кем движет алчность, жажда власти, ущемленное самолюбие, — это еще полбеды, у них по крайней мере случаются угрызения совести. Но нет ничего страшнее ясноглазого идеалиста, решившего облагодетельствовать человечество: такой весь мир зальет кровью по колено и не поморщится."
Впрочем, это уже не Аксёнов, это куда более современный автор.

Состояние: задумчивое
Комментарии:
Шмардак
19:24 05-09-2007
Да, я тоже читал один раз, когда его только у нас опубликовали. Не помню уже практически ничего...
Ромашка
19:40 05-09-2007
последняя цитата - чье? уж шибно понравилось..
А Аксенов..ну я постарше была, не то ли в девятом, то ли в десятом классе - и помню, осознавала ...м-да..
Алекс Лочер
20:47 05-09-2007
Ромашка это мой любимый Афраниус. Кирилл Еськов, "Последний Кольценосец".
TimX
22:46 05-09-2007
Дай пачитать.
Кстати у меня аж три твоих книжки. Нада вернуть. Или даже четыре.
Алекс Лочер
23:02 05-09-2007
TimX я с КПК читал.
А книжки верни, да
Что за книжки-то?
TimX
01:53 06-09-2007
Последний кольценосец. Но он вроде бы мой все-таки хотя хз, 2 тома летописей средиземья и PQ-18
Ромашка
02:24 06-09-2007
Алекс Лочер спрошу, может есть у нас..спасибо)
Алекс Лочер
10:01 06-09-2007
TimX во-первых, кольценосец у тебя точно мой; во-вторых, не "летописи средиземья", а "по ту сторону рассвета", в-третьих не PQ-18, а PQ-17

Ромашка очень сомневаюсь - у вас же Tolkien Estate в своих правах - а они никогда не позволят выпустить ЭТО. Но почитай обязательно, хоть в электронном виде. Отличная книжка, имхо Правда, отмороженные толкиенисты автора за неё пламенно ненавидят, но это вообщем тоже отличная рекомендация
Гость
10:39 06-09-2007
Прочитал старинный пост, на который ты ссылаешься. Это класс, давно мне так не хорошело. Спасибо.

У каждой книжки есть своё время. Я очень жалею, что многие приключенческие книги прочёл (на самом деле - мне прочли, я читать умел, но ленился) в сильно детском возрасте. Много потерял, потому что знание сюжета при перечитывании немного, но мешает.

Стас
Алекс Лочер
11:06 06-09-2007
Стас в каком плане "хорошело"?
И... ты сам читал "Остров Крым"?
TimX
12:27 06-09-2007
Алекс Лочер
Ёженька
14:01 06-09-2007
да... а мне интересно стало - а как ты, сверстник 8-х, воспринимаешь СССРовское прошлое?
the_Dark_One
14:05 06-09-2007
нет ничего страшнее ясноглазого идеалиста, решившего облагодетельствовать человечество: такой весь мир зальет кровью по колено и не поморщится
Допускаю нестрашный вариант: самому оказаться им, идеалистом.
Алекс Лочер
14:36 06-09-2007
the_Dark_One а ты читал сабжевую книжку? Там главный - положительный (sic!) - герой - как раз такой вот идеалист. И что-то я не думаю, что то, что описано на последних страницах книжки, является для бедняги "нестрашным вариантом".

Ёженька Хм. Не идеализируя. Не отрицая того, что люди жили по-настоящему счастливо, но и не забывая того, что счастье - понятие субъективное и зачастую обратно пропорциональное знанию об окружающей действительности. Ностальгии по "великой империи" не испытываю ни разу, хотя иногда и сожалею о некоторых её символах.
С месяц назад гуляя по ВДНХ-ВВЦ, ощутил недетскую такую горечь от созерцания сельскохозяйственного рынка в павильоне "Космос" - который я вполне себе помню со всеми его космическими кораблями и спутниками
Ёженька
14:40 06-09-2007
Алекс Лочер что-то ты очень мудро для "не заставшего" воспринимаешь))))
Алекс Лочер
14:42 06-09-2007
Ёженька ну спасибо на добром слове, конечно
Хотя я всё-таки чуть-чуть застал. Я себя урывками помню с трёх лет, а практически полностью - с пяти. Т.е. это 85й-87й года.
Ёженька
14:52 06-09-2007
Алекс Лочер гы)) я то себя в это время помню эпизодически)))
Night Lynx
17:22 06-09-2007
Алекс Лочер, а чем "кольценосец" вместе с автором так прогневили фанатскую общественность? Саму книгу читать начал, но, увы - не знаком с толкиеновским оригиналом.
Алекс Лочер
18:03 06-09-2007
Night Lynx ну, не читая ВК, ты упустишь массу интересного в ПК.
А прогневал - ну как же, извратил замысел Профессора, панимашь, вывернул всё наизнанку, да как он мог! Подлый Арагорн, негодяй Гендальф, жестокие эльфы - это же ужас! Технологии и прогресс зачем-то превозносит, хотя известно, что Профессор прогресс ненавидел! Зачем-то принес в столь любимое нами средневековье черты современности, шпионские игры какие-то - этого же всего не было в оригинале! Ужас! Ну и все такое прочее.
Фанатская общественность, видишь ли, зачастую к ВК относится не как к книге, а как к Книге (с шифта, ага), с соответсвующим придыханием и обожествлением. И любое отклонение от канона - это смертный грех, за который надо бы на костре сжигать. Ну и отсюда истерики, обвинения во всех смертных грехах и прочее. А просто идея в том, что ПК - книжка отличная, но просто не для них. А для тех, "для которых Толкиен -- всего лишь неплохой (хотя и нудноватый) детский писатель"©
Night Lynx
18:10 06-09-2007
Алекс Лочер Что, неужто за сам факт "извращения"?! Мне казалось, что "перекрашивание" сторон какой-либо существующей системы - довольно распространенный литературный прием... Тут же костров не напасешься. Что же, буду знать и удивляться.
А шпионские игры и моральные вопросы я, кажется, вполне оцениваю и без ориентации в ВК.
the_Dark_One
10:57 11-09-2007
Не читал.
Вариант, естественно, касательно себя самого, любимого. Это было б не страшно, чик - и всё. Как Полпот, выбраковал бы, мама не горюй.
Алекс Лочер
11:02 11-09-2007
Night Lynx а ты глянь на холиворы в каментах на lib.ru