Из-за катастрофы люди всей планеты за одну ночь ослепли; зрение сохранили лишь единицы. Искусственно выведенный и малоизученный сорт хищного растения (триффид) оказался обладающим зачатками интеллекта, вышел из-под контроля и начал охотиться на людей. Сюжет - как пара главных героев, жителей мегаполиса, стремились выжить в создавшихся условиях.
Далее, что понравилось.
Главные герои - адекватные личности, быстро принимающие свершившееся как данность. В своих поступках руководствуются не столько привычными шаблонами и условностями, сколько исходя из реальной обстановки. Старающиеся выжить здесь и сейчас, и создать возможность выживания в будущем. Нам была интересна их психологическая адаптация.
Ирония автора: люди выращивали триффидов как пищевое сырьё; после катастрофы в роли "пищевого сырья" оказались люди.
Сами триффиды, колоритные такие растения.)))))) Ходящие, "говорящие", а главное - сообразительные, сволочи, как крысы!
Умение Коукера убеждать: как важно говорить в манере слушателей, дабы до тех лучше дошло. НЛП всюду!))))
Из его же рассуждений: для развития общины нужны руководитель, учитель, врач, которым необходим досуг. Нет досуга - некогда учить детей; тогда первое поколение вырастает батраками, второе - дикарями. ...Коукер вообще-то умный мужик.)))
Впечатления и размышлизмы.
Огромный город, в котором бродят толпы слепых людей, обречённых на вымирание. Ни за что. В первые дни ещё живых, сытых и крепких физически. И - горстка тех, кому повезло. Простое осознание: помощи ждать неоткуда; вся надежда только на себя и на товарища, такого же полноценного физически, как и ты. И рушатся привычные ценности, воспитанные на уровне рефлекса: что защитить слабого - долг каждого. Что подло оставлять на смерть беспомощных. Что уход за больным - благо... Прикоснёшься к больному - заболеешь сам. Слабость и беспомощность смертельны. Бесполезно поддерживать тех, кто больше не способен выжить сам. И все инвалиды, кому ты помог и кого спас, лягут обузой не на абстрактное государство - лично на твои плечи. На многие годы. Помощь слабому может обернуться гибелью для тебя самого. Маски цивилизации слетели, правового государства нет, а в первобытных условиях цена за высокие нравственные поступки обретает свои истинные размеры, которые далеко не каждому по силам.
Слепая толпа. Отлов зрячих. Отношение: можешь то, чего не можем мы, значит, обязан помогать; согласен - вожак, не согласен - раб.
Ригидность мышления, потребительское мышление: расходуя имеющиеся резервы, пассивно ждать помощи извне. Упорно (сознательно?) не желать что-то предпринимать самим, цепляясь за мифическую подмогу. И наличие/отсутствие слепоты с этим не коррелирует. Коукер (зрячий) насильно "рекрутировал" других таких же в поводыри для групп ослепших, дабы искали им в городе пищу и защищали от триффидов. Для чего? Заставить этих подонков заботиться о несчастных, чтоб не умерли с голоду до прихода откуда-нибудь помощи. В том, что помогать некому, ему и в голову не приходило.
Ещё деталь: женская община поселилась в бывшем поместье, в подвале - бензиновый движок. Дом освещается свечами: возня с мотором не женское дело, и попытки переубедить бесполезны.
***
Сама книга немного необычная: на форзаце наклеен талон с сообщением о том, что она "свободная", т. е. относится к библиотеке Bookcrossing и кочует из рук в руки, не имея постоянного обладателя. "Чтобы и другие, совсем незнакомые им до этого люди смогли их [произведения авторов] тоже прочитать". Хмык. Забавная акция, впервые встречаем.))))