Посмотрела сегодня во второй раз фильм Николая Губенко «Подранки». Послевоенные времена, приморский город. Если быть точнее 49-й год.
Голодные, чумазые мальчишки в поисках еды, попрошайничают и воруют у мирных благополучных граждан с сытыми лицами и со здоровым цветом лица. Воруют, оглашают радостными криками после удачной охоты синее небо, разбегаются врассыпную, попадают в детские дома. А в небе чайки, а в детских домах уроки, воспитатели и такие же как ты мальчишки, которые остались без родителей после войны.
Звуки танго. Солнечные пятна разбегаются по деревьям, стенам домов, уличной пыли. Как будто из невидимого зеркала, невидимая рука пускает яркие и радостные солнечные зайчики. Стены детского дома мрачные и угрюмые. Глядя на скорбные, худые фигурки вновь прибывших, ощущаешь на себе весь мрак ситуации, в которой оказались эти дети.
Столкнулись после пестрого и страшного хаоса с этим всем мрачным, холодным и серым.
Но вот круг очерчен, маленький микросоциум начинает жить внутри себя. Здесь все становится уже не угрюмо, а строго. Человеческой теплотой и любовью обживается это место. По ту сторону остаются злобные домохозяйки, приходящие в бешенство от того, что «Коля, ты привел в наш дом какую-то шантропу!»
И сюда начинают проникать лучи солнца, проходя через линзы границы, отделяющей детдом от окружающего мира. Проникнув во внутрь, свет становится особенным, как будто с другими свойствами, чем были до этого.
Набор преподавателей на работу в детский дом продолжается. В основном это милые, интелегентные, и просто хорошие люди. Жизнь идет своим чередом, в головы детей проникают так же и лучики новых знаний. Первые эротические переживания дарит красивая учительница по биологии. Она похоже, к тому же и восполняет смутно хранимый в душе мальчишки-сироты образ матери.
Мягким контурам склоненной головы нежной голубки противопоставляется жесткая черная тень от шляпы воспитателя (ворона?), который все время ходит в черных кожаных перчатках и элегантен, и зол. И не то, чтобы влюблен, но так… Берет свое, свое по праву.
Детский дом похоже – это бывшая усадьба. Там неподалеку есть заброшенный флигель, с разбитыми стеклами на полу. Туда никто не приходит кроме главного героя по имени Алеша. Хрупкий и бледный мальчик с пронзительными серьезными глазами, проходя из стороны в сторону по просторному залу сочиняет стихи.
От того, что там никогда никого нет, свет иногда играет удивительным образом.
Там же остаются все переживания и страхи, и ревность и обида.
Туда же приходит друг погибшего отца и дарит вещь, бесценную для мальчишки – кортик его отца.
Но ключевым моментом в фильме пожалуй была смерть товарища Алеши – Валентина, у которого фашисты убили его отца, особенно зверски. У которого не было ничего детского во взгляде. Только ангельская утонченность черт лица, только беспросветная тоска в больших и темных глазах. За забором детского дома был лагерь немецких военнопленных.
Мальчик, желая отомстить, принес припасенный динамит, поджег фитиль, но запутался в веревках и взорвался сам. За секунду до взрыва он медленно поднимал глаза к небу, и в них не было страха, только боль.
Детский дом был обескуражен. Дети, учителя, воспитатели, решили принять меры по отношению к остальным. Воспитатель в черных перчатках важно прохаживался вдоль шеренги одноклассников Алеши, и менторским тоном просил, а потом требовал сдать все оружие, которое у них есть. Очередь дошла и до Алеши…
Черная тень спускается с неба на ягненка, а в итоге коса находит на камень. Так сходятся, казалось бы, дуэлянты, но проза жизни бьет перчаткой по лицу, наглой, грубой ручищей.
И ты ничего не можешь сделать, пока одной рукой тебя держат за волосы, а другой дают пощечины. Все что ты можешь – это не сломаться, не отдать кортик, и всей своей детской яростью тихо выплюнуть слово «фашист».
Собрание учителей долго не приходило к консенсусу, но казалась бы уже ничья… И все бы разошлись, но простой и добрый, такой человечный военрук (Ролан Быков), произносит короткую и грандиозную по силе речь, заставившую плакать воспитателя в черных перчатках.
В фильме так же проводится параллель со взрослым Алешей, который по очереди находил своих выросших братьев. Но это тема для отдельного рассказа.
P.S. Оператор фильма «Подранки» - Александр Княжинский. Он так же снимал фильмы вместе с Андреем Тарковским.