Помню, с другом моим решили урезонить парней, пристающих к девушке. А когда на шум явилась милиция, то застала меня в растерзанном гардеробе с явными уликами нарушения правопорядка. Благородство наших намерений мне с трудом удалось объяснить уже в участке...
Иными словами, случается, что друзья нас подводят, обманывают или даже предают. В таких ситуациях возможны, как чаще всего кажется, три варианта. Первый: поставить крест на этом человеке. Поступок логичный. Другое дело, что количество близких людей отмерено нам для этой жизни довольно скупо. При таком максимализме можно рано остаться в удручающем одиночестве. Но это из тех соображений, которые приходят обычно с опозданием.
Второй вариант: повоспитывать некоторое время человека обидой и демонстрацией необщения. То есть собственными усилиями оросить и вырастить в нем чувство вины, подтолкнув к извинениям. При этом мы забываем, что чувство вины живет в нем и помимо нашей воли, а извинения, напротив, могут быть не вполне искренними. Но все же такой метод иногда помогает тем, что успокаивает наше самолюбие и дает возможность продолжать отношения.
Наконец, третий вариант: простить. Это дается труднее всего. Тут мы поступаем либо супервеликодушно, либо рационально (полагая, что остаться именно без этого друга вышло бы дороже), либо следуя циничному мнению, что человек вообще не лучшее изобретение природы, все таковы, и сам ты не лучше, и чего уж тут лезть в бутылку....
Мне же сейчас вспомнилось: когда Александру Блоку кто-нибудь из знакомых "докладывал", что его друг в каком-то случае поступил скверно, поэт сухо отвечал: "Это только факт". Тем самым он давал понять, что человек не сводится к поступку и что об этом друге он знает больше, чем остальные, знает лучшее в нем и верит в него. Если в таких случаях не думать о себе, сама эта вера бывает спасительна для близкого человека. Не так давно в Дневниках Льва Толстого я нашел еще одно толкование этого вопроса. (Модное ныне мнение, что книга не воспитывает, в действительности довольно глупо. Еще как иногда воспитывает.) Вот суждение старого графа, над которым лично я задумался: "Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: нелюблю. Ты сказал, а оно уже другое."
Кстати, с моим другом мы тогда не расстались. Какой из мотивов в моем поведении был главным,теперь и не вспомнить.
Николай Крыщук.
(писатель, лауреат литературных премий, автор нескольких книг прозы и эссе, последняя из которых - "Биография внутреннего человека")