флеха
22:07 13-06-2008
Зов Ктулху / The Call of Cthulhu

Жанр: мистика
Режиссер: Эндрю Леман (Andrew Leman)
В ролях: Мэт Фойэр (Matt Foyer), Джон Болен (John Bolen), Чад Фифер (Chad Fifer), Ральф Люкас (Ralph Lucas), Дэвид Мерсольд (David Mersault), Эрика Цукер (Erika Zucker)
Сюжет фильма:
Фильм снят по одноименной книге знаменитого писателя Г.Ф. Лавкрафта (H.P. Lovecraft). Хотя фильм был снят в 2005 году, он был стилизован под немое кино начала ХХ годов, что делает его очень приближенным к атмосфере автора произведения.



Как матерый ктулхолог и креведковед, а также основатель знаменитого тайного сообщества «Аццкие Креведки», посмотрел давеча целых два программных произведения по профильной тематике – рассказам Эйч-Пи Лавкрафта. Как говорится, чтобы дважды не вставать. Произведения назывались «Зов Ктулху» (по одноименному рассказу) и «Дагон» по «Дагону» же, и еще по «Теням над Иннсмаутом». И вот в данной заметке речь пойдет как раз о первой просмотренной картине, о «Зове».

Поначалу следовало бы осветить самого Эйч-Пи, как идейного гуру, вдохновителя и родоначальника, но делать этого я не буду, так как он не является темой данной заметки. Скажу коротко, что из гражданина Лавкрафта, а чуть раньше из гражданина Эдгара По, как раз и вырос весь современный хоррор и триллер. И не только, что характерно, американский. Такие дела.

Ну и вот в 2005 году ребята из Лавкрафтского Исторического Общества за 50 000 американских долларов сняли такое вот кино – «Зов Ктулху», где постарались ни на букву не отступить от оригинального сюжета и лавкрафтового духа. Как у них это получилось – про это речь впереди.

Могучий сюжет один в один повторяет одноименную нетленку Говарда Филипса. Речь идет о странных и загадочных событиях весны 1925, когда несколько человек по всему миру впали в транс-кому, сопровождающуюся ужасающими видениями о затонувшем в океане городе Р‘льехе и спящем там мертвом существе по имени Ктулху. В своем подводном доме мертвый Ктулху ждет, видя сны. Ктулху фхтагн, и все такое. Плюс жуткие ритуалы среди деградировавших племен Арктики и американского Юга. В книге это описывалось действительно здорово, временами становилось страшновато, при том, что до натуралистических подробностей автор никогда не опускался. Талант, что и говорить. Но и в фильме общая атмосфера вялого кошмарного сна, от которого невозможно проснуться, реализована неплохо. И сделано это было при помощи довольно простого приема.

При съемках использовалась обычная цифровая камера, после чего фильм искусственно состарили, чтобы он выглядел как лента 20х годов. Плюс сделали его черно-белым, естественно. И немым. И актеров подобрали – соответствующих. Добавили пафосной античной музыки и древних спецэффектов. Что еще нужно для счастья? Ответственно объявляю – ничего. Во время просмотра неоднократно падал со стула от удовольствия, настолько местами ловко сделано. Особенно понравились статуэтки и хихикающий член болотного культа, отлично получились. Всплывший Р‘льех понравился чуть меньше, сильно видно, что все декорации там – картонные, но тем не менее, через правильное освещение и толково расставленные по углам статУи получилось довольно гнусно и тоже отчасти неплохо.

Актеры очень порадовали, кривлялись совершенно нечеловеческим образом. В целом, вышла грамотная стилизация под те далекие, славные времена, когда жил и творил славноизвестный Эйч-Пи. И глядя на пугания и ужас персонажей, вроде и сам начинаешь постепенно пугаться.

Несмотря на вышесказанное, фильм обладает серьезным недостатком – он совершенно неголливудский. В этом его главная беда. В частности, совершенно не раскрыта тема Ктулхи – почему он такой стал. Ведь очевидно, что причиной его злобствований стала подростковая психическая травма, это вам скажет любой психотерапевт. Далее, в фильме отсутствуют афроамериканцы, а ведь известно, насколько это сразу ухудшает общее качество картины. Нет ни навороченных спецэффектов от “Industrial Light & Magic”, ни толкового хип-хопового саундтрека от Ice T, ни даже Эдди Мерфи в главной роли, все сплошь какие-то рожи незнакомые.

Иными словами, фильм ни в коей мере не является кассовым блокбастером. И за это мы, прогрессивное человечество, ему страшно благодарны. Для любителей творчества Лавкрафта – самое оно, настоящий маст-си, смотреть обязательно.