Белый просил запостить. Да и мне этот текст периодически нужен. Хотя ясно, что тот, кто привык считать "бандеровцев" фашистскими наймитами, точку зрения не изменит, ведь пересматривать стереотипы - это непростой душевный труд, я это давно уже понял.
Итак, действительно, программа ОНУ-Б (бандеровцев), принятая весной 1941 в Кракове, отличалась антидемократизмом, тоталитарностью и антисемитизмом. Но сразу заметьте, что попытки полностью солидаризовать идеологию ОУН с нацистской не удались из-за сопротивления двух групп в руководстве организации – Ивана Митринги и Льва Ребета. Даже больше: и Митринга, и Ребет выступали за многопартийность, против этнического национализма, против вождизма и только чрезвычайная военно-политическая ситуация удержала их от публичного выступления против Степана Бандеры. Другими словами, раскол в ОУН-Б (который организационно оформился в 1948) существовал уже тогда. Отказ немецкой власти признать восстановление Украинского государства Бандерой и Стецько только ускорил неминуемые события. Летом-осенью 1941 года немецкая оккупационная власть отдает приказы об арестах и уничтожении членов ОУН-Б. А значит, целиком закономерно началась идеологическая переориентация националистов, сначала – на практике, еще без фиксации в программных документах. Обратитесь в этом плане к такому щепетильному (но и точному) идеологическому показателю, как антисемитизм. Уже в марте 1942 года, в соответствии с немецким рапортом, "в Житомире, Кременчуге и Сталино было арестовано несколько последователей Бандеры за то, что они пытались склонить население к идее независимости Украины. тогда же было установлено, что группа Бандеры снабжала своих членов и евреев фальшивыми паспортами". Практика толкает дальше – с возникновением УПА в ее рядах появляются евреи-врачи, санитары, сапожники, обозники, а потом – и рядовые стрельцы, и боевые командиры. В лесах под охраной УПА появляются еврейские лагеря. В одном из таких лагерей возле Пориц, на Волыни, находилось 100 евреев, а в другом, в Кудрунках, – около 400. Есть данные о нападениях боевых загонов УПА на охранников гетто и освобождение ими нескольких сотен евреев. А вслед за изменениями в практике непременно должны следовать изменения в идеологии. И вот в 1942 Василий Кук, который возглавляет структуры ОУН-Б на Днепропетровщине, организует работу по переосмысливанию идеологии украинского национализма. Конечным результатом всего становится проведенный (после продолжительной подготовки под руководством Романа Шухевича) летом 1943 года ІІІ Большой Сбор ОУН. Без Бандеры, Стецько, Ребета и ряда других лидеров, которые заключены в нацистских концлагерях. Сбор постановляет новую программу ОУН. "Уничтожение национального порабощения и эксплуатации нации, система свободных народов в собственных независимых государствах - это единственный строй, который даст справедливое разрешение национального и социального вопроса во всем мире... ОУН против того, чтобы один народ осуществлял империалистические цели, "освобождал", "брал под охрану", "под опеку" другие народы... Поэтому ОУН борется против российско-большевистских и немецких захватчиков, пока не очистит Украину от всех "опекунов" и "освободителей", пока не добудет Української Самостійної Соборної Держави". А еще в программе конкретно сказано, за что борется ОУН. В частности, "за свободу печати, слова, мысли, убеждений, веры и мировоззрения", "против официального навязывания обществу мировоззренческих доктрин и догм", "за полное право национальных меньшинств лелеять свою собственную по форме и по содержанию национальную культуру", "за равенство всех граждан Украины, независимо от их национальности, в государственных и общественных правах и обязанностях, за равное право на работу, заработок и отдых"... Из программы и прессы ОУН-Б в это время исчезает лозунг "Украина для украинцев". Кто-то, впрочем, скажет, что все это были только слова, а на самом деле никакого поворота не происходило. Снова обратитесь к практике - появление в составе УПА многочисленных воинов другого этнического происхождения (в некоторых регионах, по свидетельству руководителей советских партизан, число неукраинцев в составе УПА достигало 50%!).
В июне 1950 года конференцией ОУН на украинских землях одобрены уточнения и дополнения программы ОУН-Б. Это состоялось уже после гибели Романа Шухевича, но сформулированы эти изменения еще при его участии. Теперь в программе прямо сказано о "демократическом государственном порядке и справедливом социальном порядке", о "свободе политических и общественных организаций". Другими словами, "бандеровцы" на украинских землях прошли тяжелый, но реальный путь к признанию демократических ценностей и борьбы за них. А парадокс ситуации в том, что сам Степан Бандера этого поворота не принял, и в 1948-54 годах ОУН-Б раскололась на тех, кто и дальше исповедовал вождизм и этнократизм, и на тех, кто раз и навсегда поставил за цель бороться не только за независимую, а и демократическую Украину. Скажем, Лев Ребет в 1950-х годах главным бедствием украинского освободительного движения называл "преступный шовинизм" и лозунг "Украина для украинцев". Абсолютное большинство воинов УПА и подпольщиков, которым удалось пробиться на Запад, Бандеру не поддержало, хотя во время войны носило название "бандеровцы"...