Именно во время усиления польского гнета и в период появления татарской опасности на юге появляется уникальное явление нашей истории - казачество. Тюркское слово "
казак"обозначает вообще любого легковооруженного воина-наемника, а также свободного независимого человека. В 1492 и 1493 крымский хан называет казаками уже конкретно украинских воинов, которые совершают набеги на его владения.
Откуда же взялись украинские казаки? От усиливающегося угнетения и ополячивания крестьяне, мещане и мелкое украинское дворянство двигаются на юг, на гребне колонизации степей. Чем дальше продвигаются помещики и чиновники, тем дальше на юг уходят от них свободные люди. Промыслы в степях сложились еще во времена Киевской Руси - сюда уходили охотники, особенно на бобров, рыболовы, пасичники. Постоянная опасность со стороны кочевников принуждала их ходить организованными группами, владеть оружием и хорошо приспособиться к степной жизни и войне.
[изображение]
Звичайно ранньою весною збирались в Каневі, Черкасах та других наддніпрянських населених пунктах ватаги промисловців і на все літо вирушали в свої «уходи», улюблені місця на «Низу» і пересиджували там до глибокої осени. Тоді вертались вони, навантажені здобичею, яку продавали здебільшого в Київі. Місцевому воєводі платили десяту частину свого добутку. Обороняючись від татарської небезпеки, ці здобичники засвоїли собі всі способи степової партизанської війни й іноді від оборони переходили до наступу: часом і сами нападали на татарських чабанів, які задалеко заганялись в степ з своїми отарами, або ж і на переїзжі каравани татарських, турецьких чи яких інших купців. Життя серед невпинної небезпеки, під загрозою щоденної зустрічи з ворогом, гартувало вдачу, утворювало відважні, уперті, витривалі характери. Вертаючись на зиму до своїх домівок і приносячи многоцінну добичу, зароблену працею своїх рук або ж відняту від ворога, ці люде приносили з собою вільний дух степів, дух протесту проти всякого примусу, дух «сваволі й непослушенства», як казалося тоді. В очах мирного мешканця внутрішніх провінцій ці люде виглядали скоріше як якісь своєвільні розбишаки, ніж звичайні звіролови й риболови, їх боялися й стереглися. Цих людей вже при кінці XV віку намножилося стільки, що вони складали вже окрему суспільну верству й мали вже свою окрему назву: їх звали «козаками».
В XVI веке казаки начинают формироваться как отдельный социальный класс, который к началу XVII века, вступив в союз с духовенством и интеллигенцией, уже приобретает свою идеологию.
Постепенно администрация пограничных городов начинает использовать отряды казаков у себя на службе и даже возглавляет их - таковы были старосты Глинский, Ружинский, Дашкевич. Но более всех прославился князь Дмитро Вишневецкий, по народному Байда.
[изображение]
Он появляется в 1550-х годах как организатор и предводитель отряда казаков, с которым он ходил на татар. По королевскому приказу он создает пограничную стражу на о. Хортица, в 1558 уже на службе у московского царя совершает поход на Крым, в 1561 - опять в литовском подданстве, на о. Хортица. В 1563 Байда вмешивается в молдавские дела (что было любимым занятием у казаков - защищать православных молдаван от турок и даже занимать иногда молдавский престол), там попадает в плен и его казнят.
Начиная с 1568 польские короли стремятся подчинить себе казаков - платить им жалование, использовать на военной службе, а за это запретить им самовольно совершать походы, и ликвидировать все неподконтрольное казачество. В 1581 был создан первый "реестр" такого казачьего полка во главе с Яном Оришовским, откуда и пошло название "реестровых" казаков. Первый реестр был в 500 казаков, потом 600, в 1590 взято на службу 1000 уже казаков. Это позволяло казакам смотреть на себя уже как на самостоятельное сословие, которое на равных заключает договор с государством.
Однако основная масса казаков оставалась вне реестра, это было ничем не удержимое море, пороховая бочка, крайне недовольная внутренней политикой Речи Посполитой.
В 1580х казаки уже сами создают свою воинскую организацию - за днепровскими порогами, на многочисленных островах днепровской излучины возникает Сечь. Вокруг Сечей собираются казаки, которым тесно было в приграничных городах, на службе у короля или панов. Сечи возникают как естественная реакция народного организма с одной стороны, на польское угнетение, с другой - на татарские набеги и работорговлю.
Казаков возглавляла выборная старшина - кошевой атаман, писарь, бунчужный, пидскарбий, обозный, которая жила также аскетически, как и рядовые казаки, ничем не выделяясь. Главной боевой единицей был курень (их насчитывалось 38), каждый казак принадлежал к какому-либо куреню. Высший административный, законодательный и судебный орган представляла собой Рада, решения на которой принимались большинством голосов.
Свойственный Сечи демократизм, презрение к богатству, знатности и стремление к свободе не могли не закончится конфликтами с любой силой, которая стремилась их подчинить, будь то Речь Посполита, Турция или Московия. Всю дальнейшую историю - и крестьянские восстания, и Богдана Хмельницкого, и Мазепу - надо видеть сквозь эту призму - как разлив казаческой вольницы, которую невозможно смирить государственным управлением, присягой и дисциплиной.
Томаковская Сечь (конец XVI века) - казаки совершают походы на Яссы, Очаков, Аккерман, в Крым. Самый известный из казаков этого периода - Иван Подкова, который даже недолго занимал молдавский престол.
Базавлуцкая Сечь (1593-1638) - расцвет казачества. В 1606 казаки взяли турецкий город Варна, в 1608 Перекоп, в 1615 и 1620 грабили окрестности Стамбула, в 1616 взяли Кафу (Феодосию) - главный невольничий рынок Черноморья, и освободили 5 тысяч славян, выставленных на продажу. Наиболее известным был кошевой атаман Петро Сагайдачный (1616-1622), при котором казаки в составе войска польского королевича Владислава ходил на Калугу и Москву в 1618, и в 1621 одержали победу над турками под Хотином (40 тысяч казаков и 35 тысяч поляков против 120 тысяч турок), после которой турки отказались от планов завоевания Европы, для которых и было выделено бесславно погибшее под Хотином турецкое войско.
[изображение]
Микитинская Сечь (1638-1652) - специально установлена поляками после поражения казаческого восстания 1638 года, на неудобном для обороны месте. Именно здесь был провозглашен гетьманом Богдан Хмельницкий, отсюда он вывел казаков на освободительную войну.
Чертомлыцкая Сечь (1652-1709) - это время постепенного упадка украинской вольницы, упадка казачества, но именно на это время приходится сияние атамана Ивана Сирко, который избирался кошевым атаманом 15 раз. Сирко непримиримо боролся в татарами, одержав над ними около 60 побед, восставал и против Москвы, в результате чего оказался в Сибири.
[изображение]
В 1676 году Сирко подписал известное письмо запорожцев к турецкому султану.
В 1683 г. союзные войска католических стран (в составе польского войска были казаки) нанесли туркам сокрушительное поражение под Веной, после которого Османская империя навсегда отказалась от завоевательных походов, и именно после этого поражения начался её упадок.
После перехода Мазепы к шведскому королю запорожцы во главе с атаманом Гордиенко последовали за ним, в результате чего Сечь была разрушена российскими войсками, 156 куренных атаманов и казаков казнено.
Запорожцы основали Сечь на турецкой территории, в Олешках, а в 1734 вернулись в Россию, где правила лояльная к украинцам императрица Елизавета Петровна.
Новая Сечь (1734-1775) занимала громадную территорию Юга Украины, была своеобразным государством в государстве. Административными центрами Сичи этого времени становятся паланки - 8 крепостей-городов, областных центров Войска Запорожского. Каждая паланка имела свой герб, печать и администрацию во главе с полковником. Казаки участвовали во всех российско-турецких войнах, но главное - активно осваивали степные просторы. Население территории Новой Сечи составляло до 100 тысяч человек.
Именно в это время было построено чудо архитектуры моего родного края - Троицкий Собор в г. Новомосковск, построенный без единого гвоздя Ефимом Погребняком.
[изображение]
Екатерина 2, наводя в империи полное единообразие, окончательно ликвидирует Запорожскую Сечь (тем более что Крым уже присоединен к России, большинство татар эмигрировали и опасности уже не представляли).
Последним кошевым атаманом Запорожья был Пётр Иванович Калнишевский. Он стал кошевым в 1765 и оставался им в течение 10 лет подряд, чего до тех пор в коше «из веку веков не бывало». После уничтожения Сечи Калнишевский был отправлен в Соловецкий монастырь, где провел 26 лет в холодной камере размером 1 на 2 м. Его выпускали из камеры на свежий воздух 3 раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения. После помилования императором Александром в 1801 Калнишевский, в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 2 года. Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 года канонизировала Калнышевского как праведного.
[изображение]
Петр Калнишевский. Как написано о нем в польской википедии, Jest swoistym symbolem nieumierającego ducha ukraińskich kozaków.
Запорожцы вне Украины:
После уничтожения Сечи Петром I часть запорожцев ушли в эмиграцию в Бендеры за Костем Гордиенко, большая же часть во главе с атаманом Яковом Богушем переселяется, сначала в устье реки Каменка, (Каменская Сечь, 1709—1711), потом в урочище Олешки (Олешкивская Сечь, 1711-1734). В 1734 при императрице Анне Иоановне, которая затеяла большую войну с Турцией (1735-1739) и нуждалась в казаках, им разрешают вернутся.
После уничтожения Сечи Екатериной II часть казаков уходит во владения Османской империи, где создают Задунайскую Сечь (1775—1828, во время российско-турецкой войны 1828-1829 перешли на сторону России и были лично императором Николаем I помилованы), оставшуюся же, большую часть князь Потемкин решает использовать и переселяет в только что отвоеванное у Турции междуречье Южного Буга и Днестра, где из них создают Черноморское казаческое войско (1787-1792) В 1792 они переселяются на Кубань (а в 1860 переименовываются на Кубанское казачье войско).
Заняв здесь территорию в 30000 квадратных верст казаки основали в 1794 город Екатеринодар (сейчас - Краснодар) и 40 куренных поселений. Главным делом казаков стала постоянная борьба с горским народами. Состав войска несколько раз пополнялся новыми массовыми переселениями, всего на Кубань были переселены из Украины более 100 тысяч человек. К концу 60-х годов XIX века на территории войска уже существовали 3 города, 1 немецкая колония, 63 куренных поселения и до 3000 хуторов. Знаменитые Кубанские казаки на 2/3 были этническими украинцами, и только после Голодомора 1932-33 годов, когда свыше половины населения Кубани вымерло и пустые места стали заселяться переселенцами из России, доля украинцев на Кубани существенно уменьшилась.
[изображение]
Флаги Черноморского казачьего войска
Но хотя официально из 5-ти миллионного населения Краснодарского края украинцами себя называет только 131 тысяча человек, а остальные потомки запорожцев по самосознанию либо русские, либо просто "казаки" (таких тут, по переписи 2002 года, 17,5 тысяч), українське начебто тут усюди - Краснодарська філармонія, Літературний музей і картинна галерея носять відповідно імена Пономаренка, Кухаренка і Коваленка. Кинеш погляд на міську дошку пошани – теж усе зрозуміло: Столяренко, Коротенко, Семенко...