Sirin
01:30 20-12-2008 Крестьянские восстания 17 век.
Итак, мы вступаем в самый героический период украинской истории – 17 век. Я уже писал о том, как этот век начался – походами казачества, когда казацкие легкие лодки – чайки – бороздили Черное море, и ни один турецкий город на его побережье не мог чувствовать себя спокойно – казаки и разоряли окрестности крупных городов, и освобождали караваны невольников, не боялись даже показаться в окрестностях столицы, и султан мог из окон дворца видеть дым от горящих окрестностей Стамбула. Эти набеги, как и постоянное вмешательство казаков в молдавские дела (казак Иван Подкова даже побывал на молдавском престоле), приводили к постоянным конфликтам Польши и Турции. Кроме того, казаки, возвращавшиеся из походов, уже не шли в услужение панам, и мало того, что начинали разорять имения уже польских панов и живиться за их счет, так и служили примером всем украинским крестьянам – примером привольной жизни, экономической, религиозной и личной свободы. В 17 веке стало нормальным явлением, когда реестровый казак или мелкий шляхтич поднимал небольшой бунт против личной, допущенной в отношении него несправедливости, и бунт очень быстро перерастал во всенародное крестьянское восстание – польская политика превратила Украину в пороховую бочку, к которой достаточно было поднести искру огня – и начинался бунт – конечно же, как положено – бессмысленный и беспощадный.

Первое выступление было связано с именем Криштофа Косинского – этот шляхтич получил от короля поместье на Киевщине, но белоцерковский староста не допустил его получить подарок. Тогда он собрал ватагу казаков и начал грабить поместья белоцерковского старосты. Правительство послало войско наказать Косинского за своеволие, однако казаки стали укрепленным лагерем и отказались Косинского выдавать. А тем временем, узнав о восстании, поднимаются в борьбе с панами крестьяне Левобережья, Подолья и Волыни, и весь 1592 год бунты происходят то тут, то там. Не прекращал нападений на поместья и Косинский, и в 1593 волынской шляхтой была собрана целая армия для борьбы с ним, он был разбит, отпущен на свободу после покаяния, но снова начал собирать казаков, и только его внезапная смерть остановила дальнейшее разрастание восстания.

По этой же схеме началось следующее восстание под руководством Северина Наливайко. Отец Наливайка был избит до смерти старостой г. Гусятин Калиновским, и Северин, возвращаясь из похода против татар с 2500 казаков, объединяется с реестровыми казаками гетьмана Григория Лободы, они вместе, не спросившись польского правительства, идут в Молдавию и садят на престол своего претендента, а потом, в 1595, возвращаются на Волынь и начинают грабить шляхетские поместья под предлогом того, что их войску необходимо пропитание. Наливайко использует это для мести за отца - громит поместья Калиновского. Но к казакам, просто грабящим и сводящим свои личные счеты, быстро присоединяется местное крестьянство и мещанство, и движение быстро приобретает черты антипанского восстания. Наконец поляки собрали войско во главе с гетьманом Жолкевским, всю весну 1596 бились с казаками и обложили их на реке Солонице на Полтавщине. После многодневной осады казаки капитулировали, однако это их не спасло – почти все они были казнены. Однако и польское войско было истощено, и у него не хватило сил идти и уничтожить гнездо всех восстаний – Сечь, хотя постановлением сейма все казачество было объявлено вне закона.

[изображение]
Северин Наливайко


Это восстание, с одной стороны, заставило поляков увидеть в казаках реальную угрозу всем польским порядкам в Украине, а с другой стороны разделило казаков – на тех, кто хотел возвратить себе легальное положение и права (богатые казаки) и на бедноту, которая хотела бороться за свободу до конца.

В 20-е годы, как и в предыдущие разы, поляки сильно рисковали, используя массы казаков для войны. После хотинской победы 1621 казаки не стали расходиться, тем более что очень остро стоял вопрос неравноправия православных и униатов в Украине. На варшавский сейм по этому вопросу в 1623 казаки прислали свою делегацию, которая привезла петицию с требованием вернуть православному духовенству его права и прекратить насилие над православными. Сейм закончился ничем, не принесли решения проблемы и сеймы 1624 и 1625 годов. Недовольные казаки сбросили гетьмана Голубя и поставили на его место Михаила Дорошенко, который попытался снять напряжение, направив внимание казаков в сторону турок и татар. Наступил период блестящих побед над мусульманами! Казаки несколько раз плавали к самому Стамбулу, выжигали его окрестности и возвращались с большой добычей, ходили на Перекоп, на Трапезунд, в 1624 вмешались в борьбу претендентов на крымский престол.


[изображение]
Михаил Дорошенко


Но полякам надоела самостоятельная внешняя политика казаков, которая грозила новой войной с Турцией, и правительство решило угомонить казаков силой. Коронное войско в числе 8.000 людей под руководством гетьмана Конецпольського двинулось в конце лета 1625 на Украину. Поход был тяжелым. После упорных боев в районе нынешнего Кременчуга 5 ноября был заключен компромиссный договор, известный под именем Куруковского: правительство объявило амнистию, реестр был увеличен до 6000, а казаки обязывались сжечь свои чайки и не выходить в море. Казаки, не попавшие в реестр, должны были вернуться в крестьянское состояние, но они легко избежали этого, уехав на Сечь.

Поляки опять используют казаков, на этот раз в войне со Швецией – слишком хорошими боевыми качествами обладала казацкая пехота в 17 веке – и это опять плохо кончается. В конце 1629 года казаки возвращаются с этой войны и резко увеличивают количество вооруженных недовольных людей в Украине. В этот раз религиозный вопрос сыграл еще большую роль в восстании. Казаки практически сорвали примиренческий собор в Киеве в 1629, убили своего атамана Грыцька Черного, по подозрению в униатстве. Это было открытым вызовом.
Среди реестрового казачества началась паника, большая часть его бежала в Корсунь, запорожцы во главе с новым атаманом Тарасом Трясило обложили город и потребовали выдать им реестровую старшину. Корсуньские мещане перешли на сторону восставших, вскоре, оценив ситуацию, за ними последовала и большая часть реестровцев. Столкновение восставших и польского войска во главе со все тем же Конецьпольським произошло в мае 1630 под Переяславом, и после трех недель боев был заключен договор, достаточно выгодный для казачества. Было подтверждено куруковское соглашение, а реестр был увеличен до 8 тысяч. Однако это не сняло религиозных противоречий, да и казаки не собирались прекращать свои походы, и сразу же опустошили болгарское побережье.

Для того, чтобы не пускать казаков плавать в Черное море по Днепру, польский сейм 1635 года постановил построить крепость Кодак, в начале знаменитых днепровских порогов, на окраине нынешнего Днепропетровска. Крепость была достаточно быстро построена, под руководством французского инженера Гийома де Боплана, автора книги «Описание Украины», и занял крепость польский отряд под командованием французского полковника Мориона. В это время казаки под руководством гетьмана Сулимы возвращаются с очередной польско-шведской войны, где их чайки блестяще оперировали на Балтике, и внезапным ударом захватывают Кодак и полностью его уничтожают. Поляки выслали комиссию, запорожцы, испугавшись последствий, выдали им Сулиму и согласились на уменьшение реестра до 7 тысяч.

[изображение]
Фрагмент карты Гийома де Боплана, 1650 - Рисунок с украинскими казачьими типажами


Но разбуженная казаческая стихия не укладывалась в рамки, в которые ее хотело загнать польское правительство. На Запорожье собирались бедные казаки, которые были недовольны как поляками, так и реестровцами, пошедшими польскому правительству в услужение. Новая вспышка восстания была направлена именно против реестровых казаков, руководителем недовольных стал Павел Бут, или Павлюк. В конце лета 1637 восставшие запорожцы поднимают на бунт и реестровцев в Корсуне, те арестовывают и расстреливают свою старшину. Павлюк издает универсал к крестьянам, призывая всех на войну, и приказывая доставлять ему всю старшину, называя их изменниками. Крестьяне начинают громить помещичьи усадьбы, бить жидов. После разгрома восстания польским гетьманом Потоцким в двух битвах армия восставших капитулирует и выдают своих руководителей на казнь, но крестьянские волнения на Левобережье продолжается еще долго, а потом и казаки опять собрались и выступили под предводительством Острянина и Гуни, захватили Чигирин и Кременчуг, и Потоцкому с трудом удается подавить их. Сейм 1638 установил реестр в 6 тысяч, вся старшина теперь назначалась правительством, польское войско осталось в Украине для поддержания порядка, в том числе и на самой Сечи, которая была перенесена на неудобный для обороны Микитинский полуостров. Это была полная капитуляция, и на 10 лет в Украине установились мир и благодать. Но это оказалось лишь затишьем перед бурей.


Комментарии:
Шпулька
17:11 20-12-2008
я эту песню малому пою )) и ой на горі два дубки.
Та сама киянка
17:47 20-12-2008
Спасибо. Интересно.

Какие были раньше свободные люди на Украине. Жаль, что по ходу времени таких осталось мало и большинство терпит выходки правительства, чтобы оно не сделало.

После разгрома восстания польским гетьманом Потоцким в двух битвах армия восставших капитулирует и выдают своих руководителей на казнь
Выдают своих. Жаль. Но вот тот факт, что не смотря на это, все равно находятся предводители для новых восстаний, зная что им может за это быть, заслуживает восхищения со слезами на глазах.
Общее впечатление от статьи - до чего же славные и доблестные воины были козаки.

А почему ты пишешь их через а, а не через о?
Шпулька
19:24 20-12-2008
Брусника наврядли они были славные и доблесные, просто тогда технического прогресса не было, и воевать - это было основное мужское развлечение.
Sirin
19:32 20-12-2008
Брусника по-русски - казаки. козак - это по-украински.

Шпулька воевать - это в любую эпоху основное мужское развлечение. у кого пороху не хватает воевать - делают карьеру. но тогда ради карьеры пришлось бы многое предать, вот они и шли воевать. а сейчас для мужиков компромисс стал предпочтительнее войны.
Ra_au
08:58 21-12-2008
Sirin вот они и шли воевать. а сейчас для мужиков компромисс стал предпочтительнее войны.

В защиту мужиков : сейчас они на редкость дезориентированы в массе своей на предмет того, за что, собственно стОило бы воевать. При этом интуитивно чувствуют, что идеалы общества потребления, в общем, не стОят, чтобы за них умирать. В общем, кризис "постхристианской" идеологии. Когда ни во что и ни в кого не веришь - умирать не пойдешь.
Sirin
18:44 21-12-2008
Ra_au совершенно верно.
Sirin
18:47 21-12-2008
Ra_au собственно об этом и Чак Паланик писал: Я вижу умнейших и сильнейших людей из когда-либо живших, людей, которые готовы отдать свою жизнь за что-нибудь. И эти люди качают бензин или обслуживают столики.
3_62
02:15 22-12-2008
Ra_au:
Я все-таки рискну заметить, что человечество успешно усвоило науку убивать и умирать за свои идеалы задолго до христианства и сохранило ее в частности в обществах, креста не нюхавших.

Дело не в том, что в обществе потребления не за что умирать: есть "малая родина", родня и близкие, собственное потомство в конце концов. Да хоть за то же право потреблять и дальше не снижая темпов - очень мждпрчм весомый аргумент. Беда скорее в том, что постиндустриальный социум лучше других постиг науку создания на месте потенциальных людей с рождения кастрированных баранов, сервильное и виктимное стадо, готовое лизать чей угодно сапог.

ЗЫЖ И Паланик, собственно, об этом, как мне кажется.
Sirin
10:48 22-12-2008
3_62 человечество успешно усвоило науку убивать и умирать за свои идеалы задолго до христианства и сохранило ее в частности в обществах, креста не нюхавших тут нигже ж не утверждается, что только христианство дало смысл. Термин "постхристианский" означает только, что в Европе с уходом христианства смысл тоже ушел. Вот арабский мир этот смысл не потерял до сих пор, в несекуляризированных странах по-крайней мере.
А Паланик как раз не о баранах, а о том, что герои остались, а вот делать им в этом мире кинозвезд и гламура нечего. Наверное человек в глубине души чувствует, что умирать за право потреблять - в этом есть что-то не то...
Sirin
10:49 22-12-2008
Брусника Выдают своих. Жаль. как раз в большинстве случаев первым же условием восставших на переговорах было - мы руководителей не выдадим! в данном случае выдача руководителей свидетельствовали о полном рагроме и капитуляции, когда торг уже был неуместен.
Avana
22:54 22-12-2008
"Итак, мы вступаем в самый героический период украинской истории – 17 век."

по началу фразы подумала, что пост про новый год или что-то такое, а потом чуть не умерла от неожиданности))) 17 век ))))