Квадрат201
04:49 12-12-2003 Про дирижеров
После очередного посещения концерта по абонементу и впечатления от выступления Миши Каца, есть вопрос. А вообще, нужен ли дирижер оркестру. Именно дирижер, а не руководитель. С руководителем, у которого есть определенная организационая должность понятно. А вот зачем тот товарищ с палочкой, перед оркестром?
Может действительно Миша Кац прав, когда устраивает такие мини-спектакли, как то чему я был свидетелем?

отредактировано: 12-12-2003 19:41 - PostmanPat





Комментарии:
Ромашка
06:23 12-12-2003
а что было то?
Warum
07:47 12-12-2003
PostmanPat Ромашка во-во! Что было, где было?
нет, ну дирижер, конечно, нужен, и я готова на эту тему, да, но ты ж все-таки сначала обьясни, откуда вообще такие мысли крамольные
Квадрат201
19:33 12-12-2003
а что было то?
Ах, да в пять ночи что то не все правильно соединяется в голове и какие-то фрагменты выпадают
Предыстория поста.
Было вот что - 3-ий концерт по 25-ому абонементу в кзч.
В программе - Фантастическая симфония Берлиоза, 5-ая симфония Сен-Санс (солист - А.Мельников) и Болеро сами догадываетесь кого. Дирижер Михаил (или Миша, как в программке) Кац.
Так вот этот Кац перед оркестром вытворял нечто не вообразимое. Кривлялся, дрыгал руками и ногами. В общем целиком и полностью был захвачен музыкой , а на сцене устраивал мини-спектакль из своих ощущений....
А зрители пришли "как бы, типа" музыку послушать.....
Отсюда и возник этот вопрос.
Ромашка
22:24 12-12-2003
ага..не помню кто и когда, но мне рассказывали, как в советские времена демонстрировали юного дирижера..лет так 5-7..и дирижировал он чуть ли не государственным симфоническим..точно не помню..но что-то большое и светлое...Так вот потом спросили регулярного дирижера, как это так? а? о? а дирижер ответил, что у них оркестр ТАКОГО уровня, и они так все отрепетировали до того...что хоть мартышку перед ним поставьте! ну и вспомните Утесова ))) как он будучи пастухом "дирижировал"
Warum
04:34 13-12-2003
Дирижер оркестру совершенно необходим. Для репетиций -- абсолютно, и на самом концерте -- тоже желательно.

Дело в том, что в большом оркестре музыканты друг друга не слышат! Если ты сидишь и играешь на перкуссии или трубе, во-первых, ты не слышишь тех, кто сидит далеко от тебя (тех же скрипок!!), а во-вторых, когда ты играешь сам, у тебя звенит в голове, и ты даже не слышишь, насколько громко сам играешь. Кто-то должен стоять перед оркестром и видеть и слышать всех! До 19 века, когда дирижирование еще не было широко распространено, все равно кто-то выполнял эту работу. (А работал с оркестром на репетициях зачастую сам композитор).

Поэтому если вдруг какая-то флейта вдруг заиграет слишком громко, или струнные начнут заглушать всех остальных, дирижер подаст им знак и это прекратится, едва начавшись.

Еще. Кто-то один должен задать темп для всех. По аналогичным причинам. Но темп -- это уже часть дирижерской интерпретации. Как и акценты. На какой секции оркестра делается акцент в каждом такте (играют-то все одновременно, струнные, ударные, медные, деревянные -- а вот кто из них лидирует,а кто поддерживает фон? На этот вопрос каждый дирижер отвечает по-своему).

Еще. Это все, когда оркестр играет без солиста! А когда с солистом, там вообще. Солист задает темп и оказывает влияние на интерпретацию. Но оркестр солиста не видит и не слышит! Между солистом и оркестром должен быть дирижер (даже если это одно лицо ). И для этого нужно много репетиций.

во-во отрепетировали. До того. Да.

А насчет Миши Каца – в свете всего этого что бы он ни выделывал на сцене, он или дирижирует хорошо и держит все в целостном состоянии, или нет. Как он при этом движется, мне лично все равно. Если он будет настолько из ряда вон, что достанет и меня, я просто закрою глаза и продолжу. Когда я была студенткой, я постоянно покупала за копейки места за колонной и т.д. Хорошо звучал оркестр? Значит, все его движения (экстравагантные!да! давно я такого не видела, да, только один из Chicago Symphony пританцовывал, но это было на репетиции, в концерте я его не видела, и все равно скромнее) были не зря что-то они значили... Или он все заранее отрепетировал? Такое тоже может быть.

отредактировано: 13-12-2003 04:34 - Warum

Warum
04:42 13-12-2003
PostmanPat --> а понравилась ли тебе программа? Кроме Болеро?
Я в этом сезоне слышала Берлиоза Фантастическую два раза!! с двумя разными дирижерами. И она просто
Квадрат201
09:39 13-12-2003
Warum Так у меня и есть место за копейки
Фантастическая не может не понравиться, но особо сильно впечатления е произвело. Наверно потому, что в первой части концерта был немного отвлечен от музыки своей новой цифровой штуковиной.
А вторая часть концерта она попроще и доступнее. А потому понравилась больше чем первая. Все таки Фантастическая чуть сложновата.
Warum
06:08 14-12-2003
PostmanPat --> черт-те, восприятие у всех разное, но мне кажется, что если фантастическая не произвела сильного впечатления, значит, что-то было не так.

Все таки Фантастическая чуть сложновата--> возможно... Погоди, а ты знаешь историю ее создания? Берлиоз однажды встретился с актрисой Гариетт Смиссон и влюбился в нее. Она ему не ответила взаимностью, и вся симфония об этом. Вся первая часть -- о ней, и о том, что она значила в его судьбе. Ее тема (музыкальная). Он влюбляется... Во второй части он на балу. И все время думает о ней (и тогда звучит ее тема). Ему нет места там, он хочет к ней -- невзаимно. В третьей части он пытается найти покой на природе, но от несчастной любви ему становится еще хуже, и он выпивает опиум, чтобы покончить с собой... но вместо смерти его ждут галлюцинации... ему видится, это, ессснно, уже 4ая часть, что он убил ее, и его ведут за убийство на виселицу... марш на виселицу. Он умирает (в своих видениях) Потомв пятой части (видения продолжаются) он попадает на ведьмовский шабаш, ведьмы пляшут, а потом его забирает дьявол. (все-видения)

Самое интересное, что после того, как Она попала на концерт и услышала Фантастическую, она все правильно поняла и вышла за него замуж к сожалению, брак долго не продержался
Квадрат201
10:17 14-12-2003
Погоди, а ты знаешь историю ее создания?
Так это ж в программке написано. Причем вся вкладка посвящена именно Фантастической, на Сен-Санса и Болеро места не хватило. Только написано мягче - про опиум не слова, наш герой просто заснул в полях
к сожалению, брак долго не продержался - написано, что она была тяжело больна и разбита параличом.
Ксатати, еще раз поснимательнее щас посмотрев в програмку, нашел объяснение поведию Миши Каца на сцене. На титульном листе под его именем написано - Франция в скобочках. Отсюда и имя (не Михаил, а Миша), оттуда же и раскованное поведение на сцене. И не первый раз замечаю, что у западных артистов как бы принято двигаться во время выступления, в отличие о наших.
Warum
18:49 14-12-2003
PostmanPat Так это ж в программке написано. --> ну, так это хорошо, что написано. Хех, про опиум-то не написали, зацензурировали от народа! Берлиоз про опиум был в курсе по всем возможным параметрам

к сожалению, брак долго не продержался - написано, что она была тяжело больна и разбита параличом.--> надо пойти выяснить, что там у них было первый раз слышу про паралич. Вроде, на тот самый концерт она сама пришла

И не первый раз замечаю, что у западных артистов как бы принято двигаться во время выступления, в отличие о наших.--> наверное, что-то в этом есть. Но такого, как ты показал, я не видела нигде!! Агамс, Франция -- интересненько, очень интересненько... значит, у него могут выходить СД... значит, их в принципе можно найти и послушать...

между прочим, дирижер ведь -- такая существенная фигура! Так нет же, везде, и в магазинах сдюшных, и в библиотеке, поиск по солистам есть, а по дирижерам нет...
aniuta
06:52 25-03-2004
читала про такие штуки - были в 20-х типа ПЕРСИМФАНС - поинтересуйся!