Только кому это сейчас выгодно?
Государственная система Афин была демократической. В полном смысле слова.
Каждый гражданин в течении жизни мог поучаствовать в Народном собрании, на заседании суда присяжных гелиея и во многих других, управляющими делами Афин, заседаниях.
На Народное собрание мог прийти каждый желающий, имеющий афинское гражданство.
В остальные коллегии-магистраты выбирались с помощью жребия. Исключение – совет стратегов, где требовалось наличие стратегических способностей и потому поручение авторитетного, в этом смысле, человека. Состав любого совета постоянно обновлялся. Даже в Совете 500, где жеребьевку проводили все же среди кандидатов выдвинутых населением. Но повторное переизбрание было возможно лишь через несколько лет, а срок участия был недолог.
Такая система сводила к минимуму коррупцию и возможность подкупа должностного лица.
Все коллегии и магистраты проверялись Народным собранием. Народное собрание контролировал Совет 500, но обладал, все же, не намного большей властью.
В различных службах управления Афин могли находиться представители всех социальных слоев. От самых бедных до самых богатых.
Совет Ареопага, аристократы (60-70 человек), выполнял больше декоративную функцию и был приспособлен Советом 500 для выполнения дел, для которых полномочия остальных советов и магистратов заканчивались.
Существовал магистрат по управлению и контролем за финансами. При чем даже он был обязан по истечению определенного периода отчитаться перед Народным собранием.
В отличие от веяний Великой Октябрьской революции, аристократов и олигархов не стремились втоптать в грязь. Но был закон единый для всех. Преступления против демократии наказывались тяжко, вплоть до смертной казни.
В пьесе Аристофана мира со спартанцами на Народном собрании добивается крестьянин.
Не было смысла бедным ненавидеть богатых. Все начиналось с того, несколько сот лет до того времени, что каждый получил одинаковый надел земли, а чего он на нем достиг – дело везения и умственных усилий.
Народное собрание оплачивало дни заседаний. Средний заработок ремесленника.
Чтобы не ощущался психологический барьер между представителями разных классов, проводились массовые празднества, состязания и прочие мероприятия, в которых участвовали все вместе. Самым бедным слоям общества выдавались деньги на театр или театральные жетоны.
Существовал институт «жалоб на противозаконно». Или "графэ параномон"
Кто угодно мог подать в суд на плохой и вредоносный закон и, если это было доказано в суде, то, предложивший закон наказывался довольно жестко. А если не доказано, то наказывался подавший жалобу.
Это исключало безответственность и злоупотребление должностными полномочиями.
Каждый мог проверить каждого. И всегда бы нашелся кто-либо, кто бы проверил его.
Недостаток был лишь в том, что гражданство в Афинах было у меньшинства населения. А для большинства эта великолепная система законов и административных органов власти не играла особой роли. Принимать участия в делах государства не могли и женщины. Сколь бы образованы и умны они не были. «Не граждане» были так же рабы и метеки. И на сколько бы не были успешны метеки в своем бизнесе, допустим, но законы Афин не позволяли быть гражданами тем, кто не имел земельный участок, хоть ты тресни. Предпринимательство было не так уж почетно, если ты не обрабатываешь свою собственную землю.
Но именно Афинская демократия и судебная система признавались тогда наиболее продуманной, хорошо работающей системой, исключающей, по большей части, обман, подлог, и наше обычное наебалово, такое знакомое нам, принятое за норму.
А ведь все уже было. И даже если формально отменили рабство, то демос остался демосом, только даже небольшая часть его, хотя бы как в Афинах в 5-4-м веках до нашей эры, не может сейчас влиять на дела государства. Что определяет само понятие «гражданин»? Наверное, что ты не только можешь стоять в своем загоне «Работа-дом-работа», а еще и есть шанс что-то пытаться изменить в своей жизни. Которая, в отличие от людей, никогда не стоит на месте.
А пока вот, что было в Афинах:
9 архонтов
10 стратегов
10 таксиархов
2 гиппарха
10 казначеев
10 полетов
10 аподектов
10 астиномов
10 агораномов
10 метрономов
10 ситофилаков
11 полицейских и скифские стрелки
10 палат судов гелиея
И другие части системы.
Это система в хорошем смысле. Система организации и свободы, гармония в хаосе планеты Земля. Звезда пленительного счастья, ага:-)
И на обломках самовластья… (с)
"Мы живем свободной политической жизнью в государстве,-говорил Перикл, -
и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни, мы не раздражаемся, если кто-то делает что-либо в свое удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но все же удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в общественных отношениях не нарушаем законов больше всего из страха перед ними и повинуемся лицам, облеченным властью в данное время"
Это система в хорошем смысле. Система организации и свободы, гармония в хаосе планеты Земля. Звезда пленительного счастья, ага:-)
И на обломках самовластья… (с)