Преподаватель может требовать одаренности от учеников, но может быть одарен как преподаватель.
Только одаренный воспитатель, то есть, обладающий врожденным педагогическим чутьем,
будет обязательно уважать и защищать в каждом маленьком человеке неповторимое чудо рождения личности.
Уважение к человеку – есть начальная и конечная цель любого воспитания (с)
«Исходя из того, что Баухауз был, прежде всего, учебным заведением, исследователь его истории так характеризует роль И. Иттена: «В период начального существования Баухауза наиболее значительной личностью был художник и преподаватель искусства Йоханнес Иттен, с которым Гропиус познакомился при посредничестве своей первой жены Альмы Малер (впоследствии Верфель) в Вене, где у Иттена была Частная школа искусств. Прежде всего он был преподавателем, а затем закончил курс, чтобы стать художником. Его учителем был Адольф Хёльцель из Штутгарта, который своей дидактикой в том, что касается искусства и учением о композиции оказал влияние на Иттена. Несомненно, Иттен произвёл глубокое впечатление на Гропиуса, так что даже был удостоен приглашения в Национальный театр Веймара с выступлением на тему „Изучение старых мастеров“ по случаю торжественного открытия Баухауза 21 марта 1919 года. Первого июня Иттен принял участие в первом заседании Совета по мастерству, на котором была определена дата начала его курса — 1 октября 1919»
Я с удивлением разглядывала его портрет, учитывая, что это фото начала века, этот человек выглядел как будто он из другой планеты. Фото передает образ не точно, не резко, но мне видится в нем не то отблеск прекрасного извне, не то он обладал красивой внешностью. Но однозначно, утонченной, богемной, выражающей красоту столь лелеемого им, в обучении других искусству, внутреннего чувства.
Современники и товарищи по цеху не редко посмеивались над методами Иттена, случайно или намеренно наблюдая как он проводит занятия.
А в наши дни уже очевидно, что его подход к обучению уже взят на вооружение многими учебными заведениями, так или иначе связанными с изобразительным искусством.
1913-1916 гг факультативно занимался у Адольфа Хельцеля в Штудгарте.
Хельцель был педагогом, открытым всему новому. Особенно много внимания уделялось основам учения о цвете, композиционному построению работ старых мастеров и живописным возможностям сочетания темного и светлого.
Первых учеников стал к Иттену направлять его учитель.
Быстро осознав в себе зависимость от собственного творчества, с помощью вопросов учеников, Иттен переосмыслил и определи в себе многие проблемы художественного образования.
В
1916 г переехал в Вену. Чтобы заниматься искусством в годы войны стал брать учеников.
Они занимались композицией, ритмикой форм, проблемами пропорций и живописной выразительности композиций. Создавались задания на выявление текстур и разработку субъективных форм.
Тогда же они взяли к использованию упражнения на расслабление и концентрацию внимания.
Познакомившись с произведениями Иттена, Вальтер Гропиус пригласил Иттена работать в Баухаус, в Веймар.
В 1919 гг цели и направления Баухауса были мало кому известны.
Манифест Гоппиуса гласил:
«Конечная цель всякого художественного творчества – созидание. Мы все – архитекторы, скульпторы, живописцы должны вновь вернуться к ремеслу… Не существует принципиального различия между художником и ремесленником, художник – это ремесленник более высокого класса… Без ручного труда не может обойтись не один художник. Для него – это источник творческих сил»
На один семестр принимали всех желающих заниматься искусством. Это называлось «форкурс».
Йоханнес Иттен стал руководителем форкурса. При этом он ставил 3 цели:
1. Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности учащихся. Сделать так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Постепенно студенты должны были избавиться от всех мертвящих условностей и научиться работать самостоятельно.
2. Облегчить студентам выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и текстурами. Каждый из студентов должен был определить какой именно материал ему по душе. Что именно соответствует его творческому «я» - дерево, металл, стекло, камень, глина или ткань.
3. Познакомить студентов с основами художественной композиции. Без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства.
После форкурса студенты должны были определиться какую именно они хотят выбрать специальность.
Первые годы существования Баухауса называют «романтическими». В пылу лихорадочных поисков методов обучения Иттен и ученики совершали ошибки.
Но постепенно приходили к тому, что давало им ощутимый результат.
Утренние занятия Иттен начинал с упражнения на расслабления, задержку дыхания и концентрацию внимания. Так как считал, что тренировка тела как инструмента очень важна для творческой личности.
Движение руки, взгляд и ощущение формы должны были быть едины.
Так же для расслабления учеников Иттен использовал звук.
А для развития чувства ритма – танцы.
Чтобы постичь сущность лимона, к примеру, его перед тем как рисовать, предлагалось ощутить на вкус.
Чтобы ощутить ветер, ученики разбрасывали по комнате листы бумаги. Это давало ощущение зарождающейся стихии.
Иттен придерживался последовательности:
Почувствовать-понять-сделать.
Выявляя индивидуальные особенности учеников, он постепенно подводил их к объективным законом изобразительных средств искусства, а так же учил пониманию их важности.
Обучение включало улавливание самого главного в объектах – нахождение экспрессивных форм, а так же умение различать все виды контраста. От цветовых до фактурных.
Ритм был не только постижим как механическая равномерная ритмизация, но как соединение объектов непрерывным движением.
Задания давались на расстановку акцентов линий и точек.
На конструктивный анализ формы.
На создание текстуры из чего угодно.
В
1923 году Вальтер Гороппиус заявил, что не может нести ответственность перед государством за методы Йоханнеса Иттена. После чего Иттен покинул Баухаус, не вступая в споры.
Ну не впустую, он открыл несколько своих школ.
1926 г. Берлин.
1931 г. Крефельд, по приглашению владельцев текстильных фабрик. А так же, в Вене и Цюрихе.
В
1938 г. покидает Германию из-за перследования национал-социалистов. Имея швейцарское гражданство, не хотел менять его на германское.
В Цюрихе руководил музеем прикладного искусства, школой прикладного искусства, а так же текстильным училищем.
По изначальным предпочтением к определенным методам в изобразительном искусстве Иттен делил учеников на материально-импрессивный тип, интеллектуально-конструктивистский и духовно-экспрессионистский.
Импрессионисты максимально внимательно передавали увиденное во внешнем мире, передавая закономерности игры света, воздействия света на цвета, а так же на пространство в целом. Без экспрессивных дополнений.
Тяготеющие к конструктивному подходу, ученики пытались аналитически сформировать натуру как некую конструкцию.
И экспрессионисты - наиболее способные к передаче субъективного чувства от объекта.
Иттен был создателем теории цветового круга и автором учения о дополнительных цветах. Из знания чего можно легко распределить цвета по цветовым контрастам.
Формы делились на три основных: квадрат, круг, треугольник, а остальные считались уже производными от них. Из этой теории выводились контрасты плавных, изогнутых линий и четких прямых, образующих углы.
Но обучение искусству формы начиналось, в первую очередь с умения ее сначала почувствовать.
Так же Иттен отмечал многочисленными примерами связь между внешностью и физиологическими особенностями учеников и их изначальной манерой рисования.
Которую в начале обучения он предоставлял полностью раскрыть для себя каждому и только потом начинал работу над объективными ошибками.
Блондинка со светлой кожей рисовала не четкими линиями, светловато-серыми полутонами. Девушка с черными волосами и глазами и выразительными крупными чертами лица отдавала предпочтение контрастным мощным формам. И многие другие примеры.
Задача в обучении была напрочь избавиться от поверхностного подражания.
А так же развить недостающие предпочтения в творчестве и творческие начала. Объединить в человеке импрессионистское, конструктивистское и экспрессионистское знание свойств предмета.
Девизом первой выставки учеников Иттена в 1918 г. были слова Лао-Цзы:
Тридцать спиц соединены одной осью,
но именно пустота между ними
составляет суть колеса.
Горшок лепят из глины,
но именно пустота в нем
составляет суть горшка.
Дом строится
из стен с окнами и дверями,
но именно пустота в нем
составляет суть дома.
Общий принцип:
материальное — полезно,
нематериальное — суть бытия.