Мильди
13:03 23-01-2011 Нагината и нагината-дзюцу
Склад информации о нагината. Инфа нужна для новой книги, так как я определилась с оружием для ГГ. Не закрываю: вдруг кому-то будет интересно

часть1
Нагамаки и нагината были одним из излюбленных видов оружия буси
раннего периода. Оба вида оружия позволяли наносить характерные
сметающие круговые удары. Их мог успешно использовать и конный, и
пеший воин. Нагамаки часто использовали для подрубания ног лошади
врага. И нагамаки и нагината подтвердили свои смертоносные качества в
период войны между кланами Тайра и Минамото в XIIв. В это время
нагината достигает особенно почетного статуса, и в результате широкого
ее применения были даже внесены изменения в самурайский тип доспехов.
Поножи сунэ-атэ непосредственно обязаны своим появлением ранениям,
наносимым воинами, вооруженными нагината. Веком позже, в период
монгольского нашествия, буси уложили многих завоевателей с помощью
этого эффективного оружия. Позднее, когда лошади использовались реже,
а роль пеших воинов возросла, остро заточенный одачи стал, безусловно,
самым эффективным и часто применяемым оружием воина, в то время как
нагамаки и нагината сохранились в качестве дополнительного оружия.

Нагината также пользовались женщины из самурайских семей. Широко
распространенным заблуждением является то, что женщины в ту эпоху были
покорными и подчиненными. В действительности они были хорошо
тренированными воительницами, свободно владевшими нагината и мечом.
Одной из самых знаменитых воительниц была Итагаки. Она славилась
искусством владения нагината и командовала гарнизоном из 3 000 воинов
в замке Торидзакаяма. Когда отряд из 10 000 воинов, посланных
сёгунатом Ходзё, окружил замок, Итагаки вывела свое войско из замка
прямо в гущу воинов Ходзё и уничтожила значительное их число, прежде
чем была в конце концов побеждена. Вне поля боя женщины пользовались
нагината для замозащиты и защиты своих детей, когда мужчины были на
войне или работали в полях. Благодаря внушительному размеру оржия,
женщина могла им атаковать на безопасном расстоянии.

Нагинатадзюцу -- искусство работы с нагината -- требует хорошей
выносливости. Это длинное и тяжелое оружие, подобно нагамаки,
используют попеременно обеими сторонами, при этом воин работает и
лезвием, и концом ручки, и средней частью нагината. Навыки ха-гаеси --
быстрой смены положения лезвия -- дают возможность наносить
рубяще-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом
преимущество большей ударной дистанции за счет длины оружия. Работа с
нагината против противника, вооруженного мечом, позволяет наносить
удары, оставаясь вне предела досигаемости. Соответственно воин,
начинающий работать с нагината, должен мастерски владеть мечом,
поскольку защита от вооруженного противника строится в основном на
предугадывании его действий и возможностей.

Рассмотрим основные части нагината. Она имеет длинный изогнутый
клинок, расширяющийся к острию и заточенный по внешней кромке. Старые
нагината имели сильно изогнутый и достаточно широкий клинок длиной от
0.6 до 1.2м, закрепленный в древке длиной 1.2-1.5м. Начиная с XIVв.
наконечник нагината становится все короче и с меньшим изгибом клинка,
а длина древка увеличивалась. В период Эдо (1603-1868гг.)
сформировалась так называемая "классическая" форма нагината -
наконечник длиной от 0.3 до 0.7м (обычно 0.6м), закрепленный в древке
длиной 1.8м.

Как и у большинства японского древкового оружия, у классической
нагината был хвостовик такой же длины или даже длиннее самого клинка,
который входил в тщательно вырезанное углубление в древке. Хвостовик
накаго на нагината крепится в древке одним штырем мэкуги, хотя
некоторые из сохранившихся полос нагината имеют два отверстия для
штырей (мэкуги-ана). На нагината может быть но может и не быть подпись
мастера на хвостовике. Клинок, как правило, имеет дол, называемый
нагината-хи, вернее это два коротких дола (бо-хи и соэ-хи), идущих
параллельно. Клинок отделяется от древка классической круглой японской
гардой цуба, а также иногда имеет прямые или загнутые кверху
крестовины хадомэ, использовавшиеся для парирования вражеских ударов.

Древки (эбу или нагаэ) нагината и прочего оружия делались из отличного
крепкого дерева (как правило, дуба), хорошо выдержанного, тщательно
обработанного и покрытого лаком (иногда и кусочками перламутра), а
также обычно укреплялись и украшались металлическими полосами
судзиганэ и кольцами сэмэганэ. Первые предотвращали перерубание
древка, а вторые укрепляли его в тех местах, которые будут испытывать
нагрузку при нанесении или парировании удара. У нагината древко обычно
имело овальное сечение, что облегчало определение направления лезвия
при быстрых вращениях и перехватах. Кроме того, оно зачастую
снабжалось обмоткой сэн-дан-маки.

В качестве переходной формы от прямого наконечника к изогнутому
выступает клинок нагамаки. Если наконечник нагината имеет сильно
изогнутый и расширяющийся к острию клинок, то наконечник нагамаки
значительно ближе к клинку японского меча. Кроме того, клинок нагамаки
имеет линию, отделяющую острие от остальной части клинка (ёкотэ), а
клинок нагината ее не имеет. Большинство нагамаки имеют большее
соотношение длина наконечника/длина древка, чем нагината, и, таким
образом, напоминают старые нагината.

Нагамаки появляются в период Муромати (1333-1573гг.). Само слово
"нагамаки" означает "длинная обмотка", что связано с тем, что многие
предпочитали, чтобы их древки были обмотаны крест-накрест, как рукоять
японского меча. Нагамаки имеют большой тяжелый наконечник, иногда
утонченный вдоль обуха для уменьшения веса, вделанный в короткое
древко (около 1.2м длиной), и обычно они снабжены гардой цуба или
крестовинами для защиты рук. Это оружия было достаточно популярно даже
в период Момояма (1573-1603гг.), соседствуя с огнестрельным оружием и
вытесняя нагината. Обычно им вооружались первые шеренги боевого
построения войска.

Терминами нагамаки (или нагината) -наоси обозначают наконечник
нагамаки (или нагината), которому придана форма полосы меча. В таком
виде они могли использоваться для длинного или короткого меча (катана
или вакидзаси).

Значительно менее распространенным оружием, относсящимся к этой же
группе, является бисэнто. Оно напоминает нагината, но имеет более
массивный клинок и похоже на китайский "большой меч" да-дао. Бисэнто
также имеет гарду и более мощный, чем у нагината, обух клинка, который
используется не только для отбивов и отводов, но и для надавливания и
контролирования. Из-за большого веса рубящие удары бисэнто обычно
проносные, а не фиксированные, но зато таким ударом не составляло
большого труда снести голову не только человеку, но и лошади.

Детали нагината:

Исидзуки - подток (пробойник) на пяте древкового оружия

Мунэ - обух клинка

Синоги - ребро клинка

Сэмэганэ - хомуты на древке

Сэн-дан-маки - обмотка древка

Сэппа - шайбы

Ха - лезвие

Хо - наконечник

Хо-саки - остриё

Хабаки - крепежная муфта

Цуба - гарда

Эбу (или нагаэ) -- древко

часть2
Нагината-дзюцу - искусство боя алебардой <<нагината>>.

Алебарда нагината представляет собой клинок, напоминающий изогнутый
меч, который прикреплен к длинной рукояти (например, в школе Катори
Синто-рю используют алебарды длиной около 250 см).

Историки считают, что идею алебарды японцы заимствовали из Китая, где
было распространено сходное оружие <<дадао>>. Своего расцвета искусство
боя алебардой получило в период войн между кланами Минамото и Тайра,
во второй половине XII в. Закат нагината-дзюцу начался в середине XVI
века, когда алебарду вытеснило более длинное копье.

Между тем, боевые возможности алебарды гораздо выше, чем у копья, так
как в технике нагината-дзюцу соединены приемы боя копьем и мечом. Ею
можно не только колоть и резать, но и рубить навзлет и наотмашь,
наносить удары на всех уровнях, отклонять клинком выпады противника. В
бою воин с нагината подобен смерчу. Справиться с ним может лишь солдат
с огнестрельным оружием в руках, либо плотный строй копейщиков,
вооруженных копьями длиной 4--5 метров. Именно поэтому в XVI веке,
когда на смену воину-одиночке пришла тактика применения целых отрядов,
вихрь бойца с алебардой разбился о несокрушимую стену копейного строя.

Впрочем, отдельные любители продолжали использовать нагинату и тогда.
Ее применяли даже разведчики-ниндзя, хотя, на первый взгляд, она
слишком велика, чтобы таскать с собой во время ночных операций,
сопряженных с лазанием по деревьям, ползанием в кустах и т.д. Однако
находчивый мастер ниндзюцу по имени Хоригути Гэнъисай Садамицу изобрел
нагинату с укороченным древком, получившую название <<ко-нагината>>
(<<малая алебарда>> ).

В мирный период Эдо нагината стала считаться женским оружием.
Фехтованию ею обучались практически все женщины из самурайских родов.
Впрочем, это не означает, что мужчины пренебрегали алебардой.

Искусство нагината-дзюцу было канонизировано во многих школах
комплексного боевого искусства: Ёсин-рю, Катори Син-то-рю, Касима
Синто-рю, Ко-рю, Нэн-рю, Тэндо-рю, Судзука-рю, Дзики синкагэ-рю и
других.

В конце эпохи Эдо нагината-дзюцу начало превращаться в вид спорта.
Широкое распространение получили соревновательные поединки с
использованием защитного снаряжения (железная маска и бамбуковая
кираса) на учебных алебардах с бамбуковой полосой вместо клинка.
Противник был вооружен аналогичной алебардой или бамбуковым мечом
синай. Позже на этой основе развилось современное спортивное
направление нагината-до.

После буржуазной революции Мэйдзи (1868) нагината-дзюцу утратило
всякое прикладное значение и пришло в упадок. Но с конца 70-х гг. XIX
в. при поддержке Ассоциации воинской добродетели (Бутокукай)
постепенно началось его возрождение. Благодаря усилиям энтузиастов до
настоящего время сохранились такие школы нагината-дзюцу как Тэндо-рю и
Тодаха Буко-рю, а также некоторые школы комплексного воинского
искусства, включающие в свою программу обучения нагината-дзюцу
(например, Катори синто-рю).

часть3
http://www.wayofsamurai.ru/weapon_naginata.html

http://kamakura.boom.ru/kobudo/naginata.htm

Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и
запястий для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих
движений. Нагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки,
держа ее одной рукой и периодически подхватывая другой в различных
местах для усиления удара; можно наносить фиксированные мощные удары,
сходные по технике с подобными ударами в классическом кэндо. Руки
свободно скользят по древку, и нагинатой можно выполнять выпускающие
удары, активно перехватывать ее из руки в руку и даже переводить на
обратный хват, что делало ее особенно эффективной в ближнем бою. Надо
помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие ее больше, чем его
наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание уделяется
"ха-гаэси" - искусству быстрого вращения и перехватов оружия,
позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работаю
копьем. Но несмотря на это, в позднем средневековье нагинату считали
оружием скорее оборонительным, чем наступательным (ведь японским
копьем тоже можно выполнять рубящие удары). Об этом, в частности,
говорит и такой выдающийся теоретик и практик воинских искусств, как
Миямото Мусаси, в своей "Книге пяти колец".
При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и
тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь
противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар
лезвием. Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не
представляло особого труда.

-----

Ещё в середине эпохи Хэйан (794--1192 гг) традиционное японское копьё
яри начинает теснить новый вид древкового оружия -- нагината. Есть
основание полагать, что она имеет китайские корни, а в арсенале
японских воинов появилась в X столетии. Дело в том, что сражения между
самураями с их специфическим кодексом чести всё чаще превращались в
серию поединков, где нагината, позволявшая и колоть, и рубить, была
эффективнее копья. Эффективнее была она и в <<свалке>>, в которую
перерастал бой между благородными рыцарями, когда вассалы бросались им
на помощь. В результате нагината захватила лидерство среди всех видов
древкового оружия.
Нагината представляет собой мечевидный клинок, насаженный на длинное
древко. В этом оружии сочетаются боевые свойства меча, копья и топора.
В отечественной литературе принят перевод слова <<нагината>> как
<<алебарда>>, хотя в действительности она мало похожа на настоящую
европейскую алебарду, а ближе к русскому бердышу и многочисленным
вариантам сходного китайского оружия.
Параметры клинка нагинаты менялись в зависимости от вкусов владельца,
его физических возможностей и моды. Некоторые клинки были точной
копией мечей, другие имели особую форму: например, для усиления удара
их делали расширяющимися к острию, снабжали желобками в нижней части,
у древка. В эпоху Хэйан широко применялась нагината с сильно изогнутым
и достаточно широким клинком, закреплённым на древке длиной 1,2--1,5 м.
В дальнейшем наконечник постепенно укорачивался, а его изгиб
уменьшался. В эпоху Эдо распространилась нагината с клинком длиной
45--60 см. Силачи могли использовать гигантские нагинаты с клинком до
1,8 м и древком около 3 м! Клинок нагинаты обычно втыкался в древко
при помощи длинного хвостовика (равного по длине клинку или даже
большего), но иногда насаживался на древко подобно топору.
Конструкция нагинаты, позволявшая как рубить, так и колоть,
предопределила сочетание в технике боя приёмов фехтования мечом (на
связь с ним указывает то, что рукоять нагинаты в сечении овальная, а
не круглая, как у копья) и копьём. Это делало нагинату очень опасным
оружием. Боец, вооружённый ею, наносил удары по самым разным
траекториям на всех уровнях, используя не только лезвие, но и обух, и
середину древка. В сражении воин с нагинатой был подобен смерчу.
Справиться с ним мог лишь солдат с огнестрельным оружием или...
плотный строй копейщиков, вооружённых 4--5-метровыми копьями. Поэтому в
XVI в., когда на смену воинам-одиночкам пришли тактически правильные
групповые сражения, боец с нагинатой уже не мог противостоять стене
копейного полчища.
Вероятно, в это время на алебарду обратили внимание самурайские дамы;
они росли в небезопасных приграничных районах и в случае необходимости
сражались бок о бок с отцами и мужьями, защищая свои дома. Иногда
женщины даже становились во главе домов воинов. Они изучали стрельбу
из лука и приёмы фехтования на нагинатах, позволявшие дать отпор и
конному, и пешему противнику, не допуская ближнего боя, в котором
женщина не могла справиться с мужчиной. В эпоху Сэнгоку женщины
нередко оставались последней защитой замков. Есть сведения, что жёны
князей водили в бой целые женские отряды, вооружённые нагинатами.
В эпоху Эдо в Японии установился мир и потребность в мастерском
владении оружием резко снизилась. Изменилась и роль женщин: им
предписывалось постоянно находиться дома, неустанно трудиться и учить
подобающему поведению детей. Но дамы из самурайских семей хорошо
помнили истории о воительницах, защищавших свои дома. Они стали
активно заниматься фехтованием на нагинатах не столько, чтобы
подготовиться к боям, сколько, чтобы приобрести идеальные добродетели,
необходимые для жены самурая. И теперь, когда девушка выходила замуж,
в дом супруга в числе других предметов она приносила алебарду.
В деревнях, где жили сельские самураи, женщины играли важную роль в
поддержании общественного порядка. Когда мужчины отправлялись на
сезонные работы, им приходилось самим защищать себя и своих детей.
Если ночью поднимался переполох или в деревне появлялся подозрительный
человек, женщины хватали нагинаты, висевшие наготове на стенах домов,
и собирались в отряды, чтобы сообща противостоять опасности.
В начале эпохи Эдо произошла канонизация нагинатадзюцу -- искусства боя
на нагинатах. Любопытно, что большинство школ нагинатадзюцу или давших
им начало школ воинских искусств было основано мужчинами, но потом
главенство в них перешло к женщинам. После революции Мэйдзи, пережив
тяжёлое десятилетие упадка, старое искусство боя на нагинатах
постепенно возродилось, а позже стало трансформироваться в современный
вид спорта, сутью которого является поединок на бамбуковых алебардах в
специальных доспехах и по особым правилам. В таком виде оно существует
и ныне под названием <<Атарасий нагината>> -- <<Новое искусство нагината>>.
Параллельно пожилые дамы сохраняют отдельные старинные школы, которые,
к великому сожалению ревнителей древних традиций, постепенно уходят в
небытие...