Yurate
00:05 12-04-2011
О родине асов в "Саге об Инглингах" "Круга Земного":
"Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (kvisl - рукав реки, исл.). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.
II
Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. "

О Ванах в "Саге об Инглингах" "Круга Земного":
"Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь...

Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами."

Об озере Ван:
"Воды озера смягчают климат близлежащих окрестностей Армянского нагорья, что способствует земледелию и садоводству, позволяя выращивать на высоте 1700 над уровнем моря разнообразные плодовые деревья...
Современное название «Ван» вероятно восходит к урартскому слову Биайни(ли), которое обозначало либо само государство Урарту, либо центральную его часть."
"Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э."

О близкородственных браках:
"Начиная с I тыс. до н.э. в Азербайджана распространилась религия зороастризма, последователи которой молились огню, признавали пророка Заратуштру и два сверхъестественных начала - доброго Ахурамазду (Ормузда) и злого Ангра-Манью (или Ахримана). Это учение наложило неизгладимый след на семейные традиции мидян, каспиев, атропатенцев и других народов древнего Азербайджана.

Зороастрийцам всегда был чужд аскетизм. Особое значение они придавали произведению потомства, умножающего воинство доброго начала - Ахурамазды. Наиболее скандальным, с современной точки зрения, было пристрастие зорострийцев к родственным бракам. Геродот и другие историки древности сообщают, что у зороастрийцев были в обычае браки между отцом и дочерью, братом и сестрой и т.д.

Ксанф Лидийский, современник Геродота (ок. 484-425 до н.э.), сообщает: "Мужчины-маги (зороастрийцы-Ф.А.) сожительствуют со своими матерями. Они также могут вступать в связь с дочерьми и сестрами" (9, с.67-68)...

...Не только зороастрийцы, но и некоторые другие народы Азии и Европы практиковали браки между близкими родственниками. В древней Греции дети одной матери не могли вступать друг с другом в брак, но зато этим правом пользовались дети одного отца. У древних египтян, доисламских арабов и других древних народов дозволялся брак между родными братом и сестрой, а у скифов - брак между отцом и дочерью. Фараоны Египта практиковали браки между ближайшими родственниками для того, чтобы сохранить в чистоте кровь фараона, который считался земным воплощением бога Ра."

"В древности Азовское море называлось у греков Меотийское озеро (др.-греч. Μαιῶτις, у римлян Palus Maeotis («Меотийское болото»), у скифов Каргалук, у меотов Темеринда (что значит «мать моря»), у арабов — Бахр аль-Азуф, у турок — Бахр эль-Ассак или Бахр-ы Ассак (Тёмно-синее море; совр. тур. Azak Denizi), у генуэзцев и венецианцев — Mare delle Zabacche.

Море переименовывалось многократно (Самакуш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксинское море...

...Но ещё в I в. н. э. Плиний, перечисляя в своих трудах скифские племена, упоминает племя асоки, сходное со словом Азов."

"Асия (Азия, микен. a-si-wi-ja) — персонаж древнегреческой мифологии. В текстах из Пилоса это эпитет Потнии. По гипотезам современных ученых, эпитет — по городу Асиос на Крите либо от области Асия в Малой Азии.

В древнегреческой мифологии это океанида, дочь Океана и Тефии. Согласно Геродоту, Асия — жена Прометея, от которой названа часть света Асия.

По другой родословной, Асия — жена Иапета, мать Прометея (см. также Климена (океанида))."

Резюме.
Пра-скандинавы могли жить к востоку от Дона, зваться асами по причине названия части света за Доном: Азия, происходит от др.-греч. Ἀσία - одна из океанид. Асы - азиаты. К Азовскому морю они вряд ли имеют отношение: раньше ушли оттуда, прежде чем туда пришли арабы, использовавшие слово Азуф для названия моря. Есть идея, что "асы" происходят от авестийского "быстрый" - но вряд ли асы стали бы называть себя словом народа, с коим воевали: "Авеста" - книга зороастрийцев-кровосмесителей, потенциальных Ванов.

Но есть и доводы против:
"Древние норвежцы называли себя асами. Хейердал пришел к выводу, что название Азов восходит к древнескандинавскому Ас хов – „храм асов“. Здесь же отметим, что древние рукописи еще в 1964 г. привели путешественника на Донскую землю. Познакомившись с результатами раскопок и исследований местных ученых, он был поражен „сходством культуры своего народа и донских алан“. Его потрясли найденные доказательства того, что „у берегов Дона существовала одна из древнейших цивилизаций“."

По Хейердалу получается, что скандинавская мифология возникла в середине 1 тысячелетия нашей эры, когда была экспансия аланов.
Я оченно против. В 5 веке нашей эры просвещённые люди, умеющие писать и читать, знали, что Земля шарообразна, как мне кажется. Птолемей во 2 веке выпустил карты со сферическими координатами - широтой и долготой. А в скандинавских мифах Земля плоская и окружена океаном так же, как и у греков 1 тысячелетия ДО нашей эры. Кроме того, сомневаюсь, что аланы хранили легенды о ледниковом периоде. Другое дело, что аланы-осы могли быть донскими потомками когда-то ушедших асов, а не предками. А главное, в Скандинавии развитая культура была уже к началу 1 тысячелетия до н.э. Не катят аланы.
Потомками асов/ванов могли быть и савиры-чуваши (предположительно хурриты-урартцы! - как и чечены), отсюда и некоторые параллели в именах богов (Аса-Тор у скандинавов и Асла-Тура у чувашей; наиболее популярное божество в вайнахском пантеоне - одноглазый Елта, покровитель диких зверей, бог охоты - не похож на Одина, однако верховья Аргуна и Ассы были местами первых поселений чеченцев).

О Сиваше:
"Длинные, узкие заливы Сиваша, часто высыхающие вследствие колебания уровня воды, местное население называет «сивашами». Что касается нарицательности, то это действительно так. В понимании «залив», «лиман» Сиваш был использован не только присивашскими жителями, но и населением других территорий Крыма.
А вот слово «грязь» на турецком звучит в трех вариантах: «чамур», «кыр», «пызлык»; на татарском «пысрак», «ласпи». Как нетрудно заметить, эти слова ничего общего со словом «сиваш» не имеют. Точно так же понятия «болото», «липкий», «скользкий», «вонючий», приписываемые Сивашу якобы в переводе с тюркского (без указания группы) другими авторами, абсолютно не соответствуют действительности: татары и турки называют его Чуваш и относят к названию племени, возможно, жившему на его берегах."

По капельке собираю языческие верования нахов. Капелька первая:
"Три древнейших христианских храма - Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский - находятся в Ассиновском ущелье. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни.
Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э.
Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе. Историк М.Б.Мужухоев («Проникновение христианства к вайнахам») предполагает, что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого капища, посвященного божеству «Тхаба». http://www.chechnyafree.ru/images/photo/1/198.jpg Это имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством «Тхьа»."
Справка Вики о хурритах:
"Тешуб, Тешшуб (хурр. Tessob, Tessub, ср. урартск. Teiseba, чеч. Ткъесап, от ткъес «молния») — хурритский бог грозы, почитавшийся во всей Малой Азии. Ведёт своё происхождение от хаттского бога Тару."

Даже у обских угров был громовержец Корс-Торум. Корс - от сарматов (Хорс - Солнце), Тор - от кого-то рядом... опять намёк на скифское происхождение скандинавов?

Я думаю, что миграция пра-скандинавов из-за Дона свершилась во времена, когда начались крупные подвижки населения в степи и близкие к Заратуштре (жившему где-то между 1200 и 800 гг. до н.э.), то есть в 13 - 8 вв до н.э., когда скифские племена уже называли реку Доном или как-то (осетины так говорят "река"). Общескандинавский язык в средние века назывался donska tunga. Сейчас этот эпитет сохранился только применительно к датскому языку, причем только в древнейшем скандинавском языке - исландском.

В 13-8 веках на юг и юго-запад подвинулись киммерийцы (будущие кельты), на юго-запад - тирасийцы (будущие фракийцы) и в Элладу вломились дорийцы-гераклиды. При этом в мифологии пра-скандинавов могли оказаться великаны (Jötun, исл.), чьи имена, кончающиеся на -имир и -мир (первый великан звался просто Имир-Ymir), созвучны осетинским гумирам, грузинским гмири, ассирийским гимирри и армянским гамир-к, все, как один - тоже великаны!
Тогда и разошлись пути живших почти по соседству тирасийцев - будущих германцев - и асов - будущих скандинавов.


И всё равно эту мысль надо ещё думать