Наиболее простыми и древними словами этого поля мне кажутся слова
пята,
пясть, именующие подобные части ноги и руки. Числительное
пять образовано естественным путём от количества пальцев, связанных с пястью или пятой. Глагол
пять (
пялить), имеющий смысл натягивать, связан со способностью пальцев руки раздвигаться так, чтобы расстояние между концами пальцев возрастало. Максимальное расстояние между концами большого и указательного пальцев назвали
пядью, а между концами большого пальца и мизинца –
пялом. Устройство для натягивания ткани называют
пяльцами. Все эти слова имеют общее происхождение.
У
пяты есть индоевропейская родня:
foot, vot, pied (стопа, англ., арм., фр.) и т.п. У
пясти –
fist (кулак, англ.) и т.п.
Древнее произношение слова
пята –
пента, то есть с носовым звуком
е. Отсюда, прежде всего,
пента- и
квинта в греческом и латинском, слова, обозначающие
пятое. Далее следует отметить слова, связанные с чередованиями
пя-
пин-
пон:
препятствие – препинание – препона;
запятая – запинка – запонка;
спятить – спина – супонь.
Эти слова, в свою очередь, могут быть преобразованные в родственные им добавлением/заменой/исключением суффиксов и/или приставок, например:
перепонка, пинать, вспять и т.п. И в дальнейшем расширение множества слов семантического поля таким способом будет подразумеваться, даже если это и не оговорено особо.
Распять Фасмер сближает с
распутать, корень
пут в древности был с носовым звуком:
понт, -
он, как в
препоне и т.п..
Наконец, как и раньше, примем во внимание чередование
н-р и чередование
пир-пор, аналогичное
пин-пон:
препинание – препирательство – опора.
Эти слова также могут быть модифицированы манипуляциями с приставками и суффиксами.
Слово
пень я по смыслу связываю с
препятствиями (
пни мешают земледелию и передвижению), то есть считаю его принадлежащим исследуемому полю. Чередованием
ен – я получается множественное число от
опёнок – опята.
Пён здесь – корень, в отличие от
котёнок,
ребёнок и т.п., где
ён в корень не входит.
Благодаря чередованию
н-р в это же поле попадает глагол
переть (Фасмер различает
переть I,
перу в значении
парить – каковое слово Фасмер сближает с
переть I – и
переть II,
пру в значении
упираться).
Переть II порождает
прать (и I, и II, по Фасмеру) и
пороть, как я думаю. Стоит отметить родственные
запирать,
соперник, спор, упёртый, упорный; паперть я сближаю с
переть II.
Пинать и
попирать связаны и по смыслу (бить, давить стопой,
пятой), и чередованием
н-р. Возможно,
переть I и II не столь различны, как подчёркивает Фасмер.
Порог и
пора также связаны с
переть.
Далее с
переть II сближается
преть (по-моему, и
преть I - потеть, и
преть II –
спорить, и то, и другое связано с разогревом, буквальным или фигуральным), а от
преть –
пар, и уже знакомое
парить.
От
прать (в смысле: бить, толочь), по-видимому, получаются
прах, порох, порошок.
Из
пясть чередованием получается
перст. Ему явно родственно
первый. Английская родня -
first.
Фасмер сближает
пять и
прясть – технология прядения предусматривает натяжение нити. По той же причине сближены
пять (
пялить) и
прячь (
рřаhаć, в.-луж.), далее –
напряжение, сопряжение, упругость, пружина. Появление
р в корне понятно – от чередования
н-р.
Упругий некоторые сближают с
прыгать, сюда же попадает родственное
spring (
пружина) и родственные слова германской группы языков.
Прыгать я считаю родственным
frog (лягушка, англ.),
Frosch (то же, н.-в.-н.), Фасмер не разделяет этой точки зрения.
Прыгать Фасмер сближает с
прыть, далее – с
пруд, что на славянских языках означает быстрое течение.
Самая интересная и неожиданная связка образовалась с участием слова
супонь. Слово очевидным образом имеет еорень
пон и родственно
запонке, препоне и т.п.
С другой стороны, оно сближается с
spojiti – соединять, которое, в свою очередь является семантически родственным глаголам
паять и
поить.
С
поить оказалось связано
петь – пение в древности было связано с возлияниями, отсюда и совпадение
пою = даю выпить и
пою = занимаюсь пением. Не удивительно появление
н в корне слова
пение.
Поить без колебаний Фасмер сближает с
пить, сомнений и у меня в этом нет. Думаю, хотя подтверждений не видел, что
пить связано с
питать,
впитывать. Фасмер сообщает о попытках сблизить
питать и
пасти. Эта связь доведёт до
pitar – отец, санскр.
У меня есть смелое предположение о связи
падать и
парить, равно как ве
дать и ве
рить. Связь с
падать повлечет за собой связь с
падаль, пасть, пах и т.п.