Time-searcher
00:15 26-07-2011 об асах, массагетах и аланах - цитата
Отличный источник о массагетах (они-таки шли с сарматами на запад):

Начало распада среднеазиатского массагетского племенного объединения относится к концу V в. до н. э., что, по В. И. Пьянкову, было связано с новым массовым передвижением степных кочевников (10, с. 69). Непосред­ственными преемниками массагетов явились дахи, в IV в. до н. э. вытеснившие массагетов из занимаемых ими областей и также бывшие ираноязычными. Результатом этих перемещений было появление массагетских групп, форсировавших Волгу, на Северо-Восточном Кавказе в первых веках н. э. (10, с. 69). Во всяком случае источниками массагеты зафиксированы в это время в Приморском Дагестане и Северном Азербайджане. Одним из первых их упоминает армянский писатель конца IV в. Фавст Бузанд, называющий массагетов мазкутами. Кавказские массагеты-мазкуты обитали севернее и южнее устья Самура на территории Чор с центром в Дербенте (14, с. 192). Отсюда они в союзе с местными горными племенами, преимущественно дагестанскими, совершили в 30-х годах IV в. вторжение в Армению. Во главе этого похода стоял царь мазкутов Санесан (или Санатрук), поддерживаемый царем Персии Шапуром II (309—379 гг.)

Другой армянский историк Агафангел, писавший в V в., сообщает об области «Масаха-гуннов». Так сказано в греческом переводе труда Агафангела «История Армении». В армянском же оригинале вместо «Масаха-гунны» стоит «Мазкуты» (14, с. 193). Следует думать, что в области «Масаха» нужно видеть уже упоминавшуюся область мазкутов близ границы Дагестана и Азербайджана. Данная локализация области мазкутов-массагетов, между прочим, подтверждается еще одним источником IV—V вв.— Анонимом Равеннским, упоминающим patria Albania и patria Massageton рядом (15, с. 57).

Мазкуты играли активную роль в политических событиях Северо-Восточного Кавказа и Закавказья, особенно Албании (совр. Азербайджан) и Армении, в IV—V вв. Археологически они представлены катакомбным могильником IV—V вв. на возвышенности Паласа-сырт южнее Дербента и в 2 км западнее с. Рубас (16, с. 154—156; 17, с. 268—269). Погребальный обряд и инвентарь этого могильника не местный, но очень близкий аланской культуре Северного Кавказа, что указывает на тесное родство мазкутов и алан. Эти археологические факты находят прямое подтверждение в письменных источниках: в IV в. римский писатель Аммиан Марцеллин, описывая поход знаменитого полководца Гнея Помпея в Закавказье, сообщает, что Помпей достиг албанов и массагетов, которых называют аланами (18 , с. 291). На Северном Кавказе Помпей не был, и речь здесь может идти только о мазкутах — массагетах, живших в Южном Дагестане — Северном Азербайджане. Свидетельство Аммиана одновременно дает указание и на время появления массагетов на Кавказе — не позже I в. н.э.
Следы мазкутов в Южном Дагестане сохранялись еще в X в. Арабские писатели в это время отмечают в восточной части Кавказа 11 «царей гор», среди которых значится и Маскат, явно соответствующий стране мазкутов (19, с. 227; 20, с. 110). Наиболее поздние упоминания мазкуто-массагетов в восточной части Кавказа относятся к XI—XIII вв. (15, с. 54—55; 20, с. 137).

К сожалению, источники ничего не говорят о проникновении среднеазиатских массагетов в центральные районы Северного Кавказа, что исторически вполне вероятно.Инфильтрация массагетов в эти районы могла происходить одновременно с их продвижением на Восточный Кавказ — с первых веков н. э. Кажется, указанием на это может служить племенное название «Масака», упоминаемое Плинием (у Агафангела «Масаха», см. выше) в его перечне народов, обитающих от Меотиды до Керавнских гор (21, с. 295, прим. 4). Заметим, что этноним «масака» тождествен названию города Массака, который был центром области Ассакена в Средней Азии и через который прошел на пути из Средней Азии в Индию Александр Македонский (22, с. 130). Тождество этих названий еще раз указывает на среднеазиатские истоки. Если в масаках Плиния видеть массагетов, факт их расселения и в других районах Северного Кавказа получает письменное подтверждение.

Среднеазиатские массагеты, на рубеже н. э. расселившиеся на Северном Кавказе, сыграли важную роль в формировании и этнической истории алан. Есть основания говорить о том, что аланское племенное объединение Кавказа сложилось на основе двух ираноязычных групп — сармато-аорсов Поволжья — Южного Приуралья и массагетов Средней Азии. Несомненно, не без оснований Аммиан Марцеллин и Дион Кассий ставили знак равен­ства между массагетами и аланами (18, с. 291, 303; 22, с. 277, прим. 1).

Однако роль среднеазиатских племен в этнической истории алан массагетами не ограничивается. Здесь мы должны кратко коснуться еще одного ираноязычного племени — асианов или асиев.

Этноним асии стал широко известным в Средней Азии в античное время. Описывая «скифские» племена Средней Азии, Страбон отмечает, что у каждого из них «есть свое особое имя. Все они в общей массе кочевники. Из этих кочевников в особенности получили известность те, которые отняли у греков Бактриану, именно асии, пасианы, тохары и сакаравлы...» (3, с. 483). Далее Страбон упоминает также апасиаков. Пасиаки и апасиаки — видимо, одно и то же, что, по С. П. Толстову, означает «водные саки» (23, с. 99, 104). Вопроса о тохарах мы коснемся ниже. Что представляли собой асии?

Древнее иранское племя асиев входило в состав массагетского союза племен (24, с. 80—81; 25, с. 244, 245). Многие ученые считают также, что асии-асы идентичны усуням китайских источников (25, с. 245, прим. 2), а по мнению А. Н. Бернштама (которое не всеми разделяется), асии — это древние исседоны, восточная ветвь массагетов (26, с. 43—45). История асиев нам почти не известна, древние писатели о них лишь весьма скупо упоминают, что после Страбона мы обнаруживаем у Птолемея, Стефана Византийского, Помпония Мелы, Юлия Солина, сообщающих различные вариации этого этнонима. Во всех этих вариациях корень этнонима один: асы (27, с. 78). Тюркское «ас», «асы», по разъяснению Э. В. Севортяна (28, с. 115—119); не имеет этнонимического содержания.
Отметив древнейшее местопребывание асиев-асов в Средней Азии в составе массагетского племенного объединения, обратимся к Кавказу.

Когда асии появились в пределах Кавказа, мы достоверно не знаем. Чрезвычайно интересно сообщение Арриана о хорезмийском продвижении но главе с Фарасманом до границ колхов и амазонок в IV в. до н. э. (29, с. 277).

Вполне вероятно, что в свидетельстве Арриана сохранился отзвук реальных исторических событий, связанных с экспансией сармато-массагетов на запад, в том числе и на Кавказ, в IV—III вв. до н.э. Быть может, в числе этих первых среднеазиатских переселенцев были и массагеты, и асы. Но это, конечно, не более чем догадка.

Первое по времени документальное указание на асов кавказских находим в замечательном по своей осведомленности источнике — «Армянской географии» VII в. В новом списке этой географии рядом с аланами упомянуто племя аштигор (30, с. 30). В литературе давно отмечено что этноним аштигор является составным и заключает в себе два элемента: аш ас и тигор дигор (31, с. 445) (дигорцы — современная этнографическая группа осетинского народа, имеющая языковое отличие от другой и более многочисленной группы осетинского народа — иронцев). Тем самым дигорская группа осетин автором «Армянской географии» (им считают Анания Ширакаци) как бы ставится в генетическую связь с племенем асов — среднеазиатских асиев.

Начиная, с IX—X вв., наименование «асы» все чаще появляется в письменных источниках (32, с. 469) обычно рядом с аланами. Постоянное соседство асов и алан на страницах исторических хроник следует оценивать как осознание средневековыми авторами этнической близости тех и других при наличии определенной разницы между ними. Последнее особенно ясно видно из письма неизвестного хазарского еврея X в. В письме говорится, что царь хазар заключил союз с царем алан, так как царство алан было сильнее других народов. Когда «народы поднялись на хазар и пришел воевать царь Асии и турок» (33, с. 116), аланы пришли на помощь хазарам и раз­громили их врагов. Как видим, асы и аланы здесь не только противопоставлены друг другу, но и ведут между собой борьбу.

Вместе с тем в ряде других источников между асами и аланами ставится знак равенства, понятия «аланы» и «асы» становятся эквивалентными. Так, Ибн-Русте (X в.) свидетельствует, что кавказские аланы делятся на четыре племени, из которых почет и власть принадлежат племени Дуксас (34, с. 51). В. Ф. Минорский остроумно исправил «Дуксас» на «Рухсас», что означает «светлые асы» (31, с. 445). (Ср. роксоланы — «светлые аланы»). Следовательно, асы не только входят в состав аланского объединения, но и возглавляют его. Приведем еще сообщение довольно позднего (XV в.) автора — генуэзца Иосафата Барбаро, побывавшего на Дону и в Предкавказье и заставшего свежую память об аланах: «Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются «ас» (35, с. 137). Согласно Барбаро, «ас» — самоназвание алан.

Нам представляется, что аланы и асы были двумя близкородственными этническими подразделениями, почти одновременно расселившимися на Северном Кавказе и составлявшими значительную часть населения известной по письменным источникам средневековья Алании. Намечается и приблизительное территориальное размещение тех и других в рамках Алании: асы (аштигор «Армянской географии») в Западной Алании в верховьях Кубани и части Кабардино-Балкарии, аланы в Восточной Алании, соответствующей части современной Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и равнине Чечено-Ингушетии (36, с. 127; 37, с. 55).

Итак, и аланы, и асы по истокам своего происхождения уходят не только и сарматскую, но и в древнюю иранскую среднеазиатскую среду, с которой связаны истинно кровными узами. Среднеазиатские массагеты и асии, видимо, формировании раннесредневековой аланской народности сыграли роль не меньшую, нежели сарматы, сираки и аорсы. С конца I тыс. до н. э. в Средней Азии появляется большое число подбойных и катакомбных погребений, предположительно связываемых с племенами юечжи и усуней (38, с. 97— 117; 39, с. 77). Связанные с данным погребальным обрядом могильники известны более чем в 140 пунктах, число изученных курганов с подбоями и катакомбами достигает 1500, причем хронологически эти могильники доходят до V в.— эпохи «великого переселения народов» (40, с. 27—31). Признано, что подбойно-катакомбный обряд захоронения в Среднюю Азию привнесен извне и скорее всего связан генетически с сарматами (40, с. 34).
Комментарии:
Time-searcher
08:56 09-10-2016
Где-то ещё было о движении массагетов на запад.