Time-searcher
16:47 24-08-2011 О медведе ещё
Рогалев, А. Ф.
Р 59 Историческая антропонимия Гомеля и окрестностей / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2009. – 166 с.
ISBN 978-985-6763-49-9

У членов рода, тотемом которого был, например, лось (роговые статуэтки лося археологи находили на местах древних поселений), личными именами были Рог, Копыто, Нога, Глаз, Шея, Ухо, Голова, Зуб (лося). Люди племени медведя носили, помимо указанных, имена Лапа, Стопа, Коготь, Шерсть, Рёв (медведя). Если тотемом была птица, в качестве личных имен избирались Крыло, Хвост, Клюв и т. п. Имена типа Корень, Лист, Кора, Ствол, Ветка свидетельствовали о тотеме-дереве.
...
В научной литературе невров долгое время считали прабалтским или праславянским этносом. В последние десятилетия их отождествляют с кельтами-волохами, часть которых в середине I тысячелетия до новой эры переместилась из центральноевропейских районов далеко на восток, вплоть до Верхнего Поднепровья и Посожья. Многие кельтские этносы считали своим тотемным предком божество в волчьем облике, что нашло отображение и в общем для многих восточнокельтских групп этнониме волохи, этимологически означающем «волки».
Славянские этнодиалектные группы, впервые появившиеся на территории Беларуси в начале новой эры, унаследовали от предшествовавших этносов тотемистические в своей основе мотивы имя-наречения и способы образования личных имен, а затем передали их по традиции своим преемникам. От невров славяне заимствовали веру в магическую силу и вещие способности волка. По крайней мере, в восточнославянских волшебных сказках волк выступает в качестве доброго помощника и покровителя основных героев. Встреча с волком, перебегающим дорогу, по поверьям, является добрым предзнаменованием.
Несомненным неврским «следом» в белорусской мифологии являются предания о волколаках, людях-оборотнях. Не исключено, что и в языческой славянской антропонимии «волчьих» имен намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Это не только имя Волк, но и, возможно, такие описательные, явно табуированные имена, как Серый, Лютый, Клык и другие.
...
Первоначального названия медведя нет ни в одном языке, потому что оно обязательно табуировалось. Славянское слово медведь представляет собой описательное наименование в значении «тот, кто ест мед», возникшее вместо какого-то более древнего обозначения, на которое было наложено табу. Отголосками табу на имя медведя можно считать такие народные обозначения зверя, как Лесовой Человек, Хозяин, Владыка, Князь зверей, Михайло Иваныч, Михаил Иванович Топтыгин. Эти образные обозначения употреблялись вместо основного – медведь – и представляли собой результат так называемого вторичного табу (запрета на употребление уже самого слова медведь).
Кроме того, эти же обозначения сохраняют отчетливые следы давних представлений о медведе как родоначальнике, прародителе, защитнике и покровителе. В таком аспекте личное имя Медведь и целый ряд возможных антропонимов, образованных от названий частей тела медведя (Медвежий Глаз, Медвежья Лапа, Медвежий Зуб, Медвежий Клык, Медвежий Язык, Медвежья Пасть и т. п.) или свойств зверя, его реальных или воображаемых действий (Бурый, Сильный, Тяжёлый, Могучий, Храбрый, Непобедимый; Медолюб, Охотник, Защитник, Ревун, Топотун и т. п.), осмыслялись не только как указание на родство с тотемом, но и как словесная защита от внешних злых сил, охранный «заговор», способ передачи качеств предка членам рода или общины.
С другой стороны, медведь мог именоваться Зверем Лютым, Диким Извергом, Разрушителем, Железной Шерстью и являться олицетворением зла и уничтожения. Противоречия в этой двойственности восприятия медведя нет, поскольку одно и то же животное нередко являлось тотемным предком двух соседних общин или племен, соответственно свой тотем-медведь мыслился как покровитель, а чужой – как враг, разрушитель и похититель.
Противостояние тотемных предков отражало борьбу тотемистических групп за территорию, места сбора даров природы и охоты. В древности члены одной родоплеменной группы похищали представителей соседнего племени для принесения в жертву своему тотему. Так же часто поступали и с пленными.
По мере стирания очевидных тотемных «красок» имя Медведь и другие личные имена, связанные с частями тела медведя (например, Зуб, Ухо, Лапа, Глаз), становились исключительно типовыми, традиционными, лишенными очевидного и осмысляемого тотемно-мифологического содержания. Символика зверя, однако, оставалась в подсознательной сфере, сохранялась в поверьях и преданиях. В сочетании с практической стороной сознания и опытом это обусловливало использование звукового комплекса Медведь в качестве имени-пожелания новорожденному быть сильным и здоровым, как медведь.
При использовании обозначения Медведь в качестве прозвища часто имели в виду реальный авторитет человека в коллективе, его весомое слово в разрешении разных проблем и спорных вопросов. Прозвище Медведь в значении «толстый, неуклюжий, неповоротливый человек», по-видимому, является наиболее новым в длительном процессе смысловой трансформации исходного тотемного имени.
...