В конце октября я со своей фрау съездил в
Мальту. Поездка была групповая, нас глухих - было 18 человек, плюс несколько слышащих пенсионеров. Поезда, к слову, удалась. Отель был у нас в
Слиме, живописном городишке - аккурат напротив
Валетты через залив, так что мы имели возможность любоваться по вечерам бастионами и куполами этого города в лучах заходящего солнца, которые меняли палитру красок с желтый на красный. Утром и днем, мы, ясно дело, ездили на экскурсии. Увидели практически все, чем славна
Мальта.
Валетта - совсем небольшой город, представляющий собой закованный в мощные стены и омываемый Средиземным морем прямоугольник длиной в 1,5 километра и шириной в 800 метров. Это и есть столица
Мальты, жить в которой, по мнению уважающего себя мальтийца, это все равно как жить на примере Москвы, в Бирюлево или Южном Бутово. На самом же деле, есть понятие
Большой Валетты, включающей в себя великое число пригородов. Все это является одним городом.
Валетта и прилегающие к ней города расположены в глубине своеобразного фьорда со множеством глубоких заливов и островков. Неудивительно, что именно тут рыцари взялись за возведение своего мощного форпоста. Городки
Витториоза и
Сенглея, которые мы осмотрели в день отлета, выдаются вглубь залива острыми аппендиксами, при этом, как и
Валетта, все они плотно закованы в стены и сторожевые башни. То же самое касается мыса
Риказолли, полуострова
Мануэль и даже туристической
Слимы. Везде, куда ни глянь с высоких стен
Валетты, - стены, башни, цитадели. По всем направлениям. От всего этого дуреешь и впадаешь в ступор. Деревьев нет, иногда увидишь вдруг пальмы в кадках и больших горшках. Изредка плющ на стенах домов. А так везде камни из желто-коричнвого известняка.
Впечатление от
Мальты у меня такое, что там все города и деревни составляют собой один целый мегаполис. Мало открытых, незастроенных окрестностей. Едешь, к примеру, из
Слимы в
Мдину, в самый центр острова, и мегаполис не заканчивается. За окном автобуса мелькают названия населенных пунктов:
Флориана,
Мсида,
Биркиркара,
Мосту. Обычные 1-3-этажные застройки из светло-коричневого известняка, мелкие домики в притирку один к другому. Затем небольшое, тянущееся от силы километр поле, поросшее жухлыми кустиками и вдоль дороги - кактусы, и все - ты уже в
Мдине. А проехали только половину острова. Ничего интересного не увидел. А вот, когда едешь вдоль побережья - то можно разно всякое интересное увидеть, типа пальмы, памятники и парусники в море. А так движение медленное, дороги узкие, встречных машин много, рельеф местности холмистый, застройка плотная, светофоры автобус тормозят сильно. И когда приезжаешь на место обозрения по плану экскурсии, то вылезаешь из автобуса потный, как мышь. Но во время экскурсий приходишь в себя, так как посмотреть есть на что.
Мдина - городишко с нагромождением католических соборов, с узкими мощеными камнем улочками со множеством крутых поворотов, подъемов и спусков - оставила у меня хорошее впечатление. Даже в музей заскочил один, типа мадам Тюссо, где посмотрел композиции посвященные важным моментам истории Мальты. Жаль, что в тот день было дождливо и прохладно.
А до
Мдины мы побывали в
Мстоу. Стоит там красивый кафедральный собор, который после событий Второй мировой войны приобрел прямо-таки мистическое значение для мальтийцев. Немецкая авиабомба угодила в него во время мессы, пробив большой купол (второе место в мире, первое у собора св. Петра в Риме), когда внутри находилось около полутысячи верующих. И бомба не взорвалась. Никто из присутствовавших не пострадал.
Теперь - остров
Гозо. Туда добираешься на пароме, билет стоит туда и обратно 4,50 евро. Городок на
Гозо, куда прибывает паром, называется
Мгхарр. Отсюда отправились автобусом вглубь островка. Как и на главном острове, здесь тоже исходная точка - главный город
Виктория, иначе называемая
Рабат. Но сначала мы посмотрели мегалитические застройки
Джгантия. Впечатлило.
Гозо, в отличие от
Мальты, урбанизирован намного меньше. Здесь сохранились открытые участки земли, совершенно ничем не застроенные. Они бедны растительностью и скорее напоминают семипалатинскую степь после атомных взрывов, но пусть. Зато это последние кусочки архипелага, где я не чувствовал себя, как в каменных джунглях. Приятная сельская местность, парящие в небе птицы, пасущиеся овечки, колоритные усатые фермеры, неторопливо держащие свой путь на тракторах, прижимаясь к обочинам дорог. Но, бчёрт побери, не проехав и 4-х километров от
Мгхарра, куда прибыл паром, снова оказались среди домов и заборов. А это уже главный город острова –
Виктория. Кроме мощной крепости на самой верхотуре там и смотреть нечего. Ну еще и рыночная площадь, плотно обставленная домами с перекосившимися балконами.
Собственно, когда гуляешь по какой-либо цитадели в
Мальте, то тебя не покидает ощущение, что ты все это где-то видел. И действительно, видел, и где? - в Иерусалиме и еще быть может, в Акко. Это не лишено оснований – изгнанные Салладином со Святой земли рыцари-храмовники столетиями не находили себе покоя, скитаясь от Святой земли через Кипр к Родосу и от Родоса к Мальте, и все время строили мощные крепости, бастионы, мостили площади камнем и прочее - стиль везде один и он узнаваем.
В предпоследний день пребывания по пути в рыбацкую деревню
Марсашлокк, заехали в одно место, где раньше была каменоломня и там же, так называемые
Голубые гроты, и там я по дуросте своей, решив, что мне 20 лет, бодро поскакал по каменнистому дну узкой бухты и спасая фотоаппарат, неоднократно плюхался на пятую точку, резко поднимая руки с фотиком вверх. Моя бедная фрау хоть и приземлялась на все 4 точки, но дошла таки до этих гротов и сфоткала их своей мыльницей. А сама рыбацкая деревня не впечатлила. Уверен, что нас затащили туда, чтобы мы отоварились на местном рынке. Но рыбу то я не буду же покупать, ее жарить потом надо. Так походил вперед-назад по побережью, пофоткал рыбачьи лодки и катера и спрятался от своей фрау.))
Так, с тамошними достопримечательностями я вроде разобрался. Что еще рассказать. Ах да,
Мальта еще вызывает интерес своими ретро-автобусами и авто. Климат мягкий, не ниже +15 градусов тепла, плюс как выкинешь с острова на утилизацию машину, вот и служат авто до последнего. Много наших ВАЗов, на которые мне было горько смотреть. Несмотря на скудный дождями климат, Лады выглядели жутко. Ржавые и помятые. Но и публика в них раскатывает соответствующая: бомжи и бедные фермеры. Очень понравились автобусы желтого цвета, бегают по дорогам
Мальты аж с 50-х и 60-х годов прошлго века. Да, еще во второй день пребывания на
Мальте вместе с женой побывал в музее старых автомбилей. Впечатление - супер!
Нормально все так прошло, я остался довольным. Сделал примерно 2000 снимков. Сейчас выкладываю лучшее из них в своем фотоблоге. Три альбома уже готовы.