Чучело-Мяучело
01:53 20-01-2012 «Высоцкий. Спасибо, что живой»
«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

В.С.Высоцкий



Сегодня наконец-то удалось посмотреть фильм, на который я так хотела пойти в кинотеатр: «Высоцкий. Спасибо, что живой». Не смотря на то, что фильм я смотрела урывками, он всё равно произвёл на меня положительные впечатления.

Если говорить в нескольких словах о сюжете, то фильм рассказывает о пережитой Высоцким в 1979 году клинической смерти во время гастролей в Узбекистане.

Я читала множество отзывов об этом фильме, причём многие из них были отрицательными. Люди укоряли сценаристов и режиссёра во всём, начиная с непохожести «киношного» Владимира Семёновича на реального поэта и заканчивая тем, что фильм вышел неубедительным да ещё и всю «грязь» о Высоцком на поверхность вытянули. Могу сказать, что я с этими отзывами никак не согласна: на мой взгляд фильм получился сильный.

Вокруг киноленты уже давно разгорелись споры по поводу того, кто же играл главного героя (напомню, что в финальных титрах актёр не значится - первой строкой стоит фамилия "Высоцкий"). Мнения посмотревших фильм (и не посмотревших тоже) разделились в основном между Безруковым и Вдовиченковым. Желая доказать свою правоту, «болельщики» Безрукова даже провели своё собственное маленькое расследование: они заметили, что уши главного героя фильма и актёра - идентичны (кому интересно, почитать можно здесь, хотя и не понимаю, зачем это нужно). А я вот такой "схожести" ушей в фильме как-то и не заметила. Можете считать меня сентиментальной, но мне почему-то хочется верить (да я и верю!), что это фильм действительно про Высоцкого, а не про Безрукова в роли Высоцкого. Кстати, многие утверждают, что поэт получился «нереалистичным»: будто и лицо неживое, и руки не Высоцкого, и походка не его, и жесты, и мимика отсутствует, как таковая... Можно подумать, что на территории всего бывшего Советского Союза у нас как минимум каждый второй был лично знаком с Владимиром Семёновичем. И откуда у людей берётся такая уверенность в своей правоте?

Теперь абстрагируемся от всех этих споров, рецензий и прочего. Что я могу сказать про этот фильм?
Во-первых, мне очень понравилась атмосфера СССР, воссозданная в нём. Я хоть практически и не застала Советский Союз, но всё, что видела на экране, как нельзя точно соответствовало моим представлениям о том времени, - и интерьеры, и виды Москвы, и люди, появляющиеся в кадре.
Во-вторых, актёрский состав. Не знаю, как режиссёр умудрился подобрать к фильму именно тех актёров, которых я не слишком-то жалую, но факт остаётся фактом. Но не смотря на это, актёрским составом я осталась довольна. Мне понравилась и то, как играла совершенно нелюбимая мною Оксана Акиньшина, - реалистично, серьёзно, эмоционально. Мне понравилась игра Андрея Панина с его смешным гнусавым голосом, мне тут даже роль Ивана Урганта пришлась по душе. Единственный, кто слегка разочаровал - это Максим Леонидов. Не знаю даже почему: вроде, сыграл роль он и неплохо, но как-то пресновато, что ли.

Одним из минусов фильма могу назвать разве что качество съёмки: мне кажется, что режиссёру нужно было продумать идею о том, чтобы снять фильм таким образом, будто и съёмка велась в конце семидесятых годов. Может, нужно было что-то изменить в освещении, или подобрать другую киноплёнку, или применить определённые компьютерные технологии... Думаю, что это придало бы картине ещё больше реалистичности. Хотя, с другой стороны, это же всего лишь художественный фильм, хоть он и биографичен, но он всё же не претендует на какую-либо документальность (кстати, об этом полезно будет подумать и тем, кто утверждает будто в фильме Высоцкий на себя не похож).

А вот что мне понравилось в фильме, так это сюжет: поэта показали в таком образе, что сразу понимаешь - он обыкновенный человек, как и мы все, у него есть свои слабости и у него множество проблем. Где-то наткнулась на такие слова: «Я слышал замечание, что сделать об этом фильм — величайший цинизм. По-моему, величайший цинизм — это обмазывать Высоцкого медом и делать из него памятник». И знаете, я совершенно с этим согласна: в фильме мы видим не идола, не кумира советской и постсоветской эпохи, а настоящего, живого человека, и мы проживаем вместе с ним нелёгкий период его реальной, а не выдуманной и растиражированной газетами и журналами жизни. Вот именно за это самое большое спасибо авторам сценария и режиссёру.

Ну и отдельной строкой: в финальных титрах фильма звучит одна очень хорошая песня Владимира Семёновича - «Баллада об уходе в Рай». Эта песня ("саундтреком" её назвать у меня язык не поворачивается) встречается мне уже не в первом фильме за последние годы. Вот за неё тоже спасибо - она мне действительно нравится, да и сейчас как-то под настроение подошла, что ли.

Итог: «Высоцкий. Спасибо, что живой» - хороший, серьёзный, добротный фильм. Он ни в какое сравнение не идёт с тем, что в последнее время выпускает в прокат наш кинематограф. Можно, конечно, заявлять, что фильм мог быть и лучше, что Высоцкий мог быть более похожим, что сюжет мог быть более реалистичным... Но когда есть с чем сравнивать, понимаешь, что в данном случае фильм получился гораздо лучше, чем просто "хорошо". Единственное, о чём я теперь жалею (и с удвоенной силой), так это то, что так и не смогла посмотреть его на большом экране.

[изображение]

*Владимир Семёнович, спасибо Вам, что Вы живы в наших сердцах и памяти.

Настроение задумчиво-восхищённое