Весьма печальным мне представляется тот факт, что многое из того, что так или иначе делается Евгением Медведевым, остается неопубликованным и, следовательно, не известным ни кому, кроме узкого круга лиц. Поэтому в записях с подобным заголовком я намерен впредь публиковать все то заслуживающее внимание, что Евгением было сказано/сделано/рождено (последнее обычно - в разговорах со мной).
В данном случае речь пойдет об экзаменах в вузах и проблеме низкого уровня общей эрудиции современных учащихся.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Принимаем экзамен по социальной антропологии. Пересдачу. Сдает студентка, мне. Я курс последний раз слушал лет пять тому назад, с тех пор шеф
(заведующий кафедры, дипломный руководитель и так далее - Gernsback) его два раза переписал - в общем, ничего не знаю. Ей достается вопрос о точках зрения на природу человека, и она начинает рассказывать про французских материалистов.
- А причем тут природа человека? - спрашиваю я.
Она, подумав около минуты (!), начинает рассказывать тот же параграф сначала. Я останавливаю и задаю еще раз.
- Я задал вам четкий вопрос, имеющий единственный ответ, простой и прямой, как доска. Скажите мне, почему французские материалисты должны быть упомянуты при ответе на вопрос о точках зрения на природу человека?
Мне пришлось самому объяснить ей, что французские материалисты считали, что права человека проистекают из его природы, искаженной цивилизационным процессом. Ладно, спрашиваем дальше.
- Дарвин считал, что природа человека состоит в борьбе...
(Гераклит говорил подобное, да - Gernsback)
- Дарвин?! - я дергаю шефа - и тот подтверждает мои подозрения, что Дарвин никакого отношения к социалдарвинизму не имел, и очень стыдился, что на основе его теории сочинена столь бесчеловечная вещь. Ладно, спрашиваем дальше.
- Ломброзо установил теорию...
- То есть как это - установил?!
Объясняем девочке совместными усилиями, что если она сейчас начнет излагать теории Ломброзо всерьез, ее закидают камнями.
- Фрейд считал, что основой природы человека является воля...
-
Минутку. Какие элементы личности выделял Фрейд?
- ??? (гробовое молчание минуты три)
- Этот вопрос задают на психологии, на истории социологии, на социологии культуры, еще на пяти экзаменах. Как вы можете этого не знать?!
...кошмар. Мне это преподавали в школе в девятом классе.
(Мне не преподавали, однако, на мой взгляд, к третьему курсу данный вопрос необходимо знать - особенно с учетом специализации - Gernsback)
Но заключительный аккорд проделал сам шеф. Он спросил у последнего уходящего студента:
- Ну давайте зададим самый простой, тривиальный вопрос. Скажите мне, что значит слово "антропология"?
- Ээээ... ну... "логос" и "антропос"... - ответил студент и замолчал.
- А что эти слова значат? - спрашиваю я.
- Эээ...
Он так и не ответил.
Пять студентов пришло на пересдачу - четыре ушло с тройками (из сострадания к умственно отсталым), один с двойкой. Кошмар...