Посмотрел фильм. Фильм нормальный, разве что с т.з. художественной целостности осталась малопонятна мотивация Андрия. Первоисточник мне читать не пришлось. Конечно, это если исключить перманентный крышесносящий сперматоксикоз. Причем версия находит подтверждение, если знать, что в первую встречу, пока парень увлекательно проводил время(сперва молча пялился на девчонку в окно, получил нагайкой от извозчика, попытался в скользкой грязи остановить телегу, запряженную конем, ухватив ее за колесо, и валялся в грязи), объект обожания в голос заливалась, периодически замолкая и так в цикле, пока молодой казак не ретировался, размазывая грязищу по лицу. Романтика, чо! Так что секрет очарования молодой пани так и остался секретом. А, т.к. это определяет целую сюжетную ветку, по впечатлению бьет. Уже перейдя на сторону врага и отринув все связи, Андрий вдруг вскипает яростью к бывшим соратникам и с кирпичной миной начинает резать их направо и налево. И, опять внезапно, при последующей встрече с отцом стоит столбом, словно раскаивается и не смеет просить о прощении. Такие прыжки настроя меня удивляют, и в фильме им обоснования не дано.
Другой вопрос: логичность происходящего. В лагерь казаков оголодавшая пожилая служанка попадает под покровом ночи через тайный ход из осажденного замка, не потревожив ни одного часового или патруль(впоследствии выяснится, что они через одного были вусмерть пьяные, ибо "не война же!", но поляки даже просто таким превосходством пользоваться не захотели ни в этот раз, ни при "организованном боевом действии" дальше). Там среди сотен спящих людей безошибочно определяет Андрия - и сманивает его загадочным посланием от пани(кстати, разглядевшей его в бойницу в пылу штурма, среди сотен других казаков под стенами замка): "Если помнит - пусть приходит, а если нет - пусть даст хлеба", аппелируя к тому, что у него есть мать. В этот момент Андрий еще помнит, что ляхи относительно недавно вырезали его родное село, убив и мать. А через пять минут путешествия по замку поляков под недоуменные взгляды окружающих(о поручении пани служанке, видимо, знали все, иначе как понять, что в голодающем замке казака с сумками хавки не порвали через десять шагов без суда и следствия?) он уже чуть об этом не помнит совершенно.
Дальше я не понял. То ли Андрий слил бухих товарищей вражеской агентуре, и потому их вырезали как котят ляхи из подоспевшей подмоги, то ли.. А за что еще его оставили в живых, да в плюс к тому навешали золота(в голодающем замке та еще ценность!) - за две сумки хлеба господской дочке и услуги интимного характера ей же? Как солдат, он единица, а как руководитель - он и в казачьем войске был просто умелый солдат, а рядовым полякам этот ренегад и вовсе не то, чтобы большой авторитет.
Бой с осмелевшими ляхами был эпичен, порой даже сверх меры. Как уже писал, подземным ходом пользоваться ляхи не стали. В бойницах у них вдруг обнаружились пушки в прямой видимости от укреплений казаков. Воспользовались они ими под самый конец боя, чтобы разбить уже опустевшие телеги. Казаки сперва вроде включили логику и соорудили из телег нечто похожее на линию обороны, но, блин, они догадались упрятать внутри конницу, и после пары ружейных залпов раскатили фронтовую линию, чтобы выпустить конников, а после метнулись с господствующей высоты в рукопашную на превосходящие силы озлобленных голодом поляков. Нет, помилуйте, это не храбрость, это чистейший идиотизм.
Второй сын Бульбы - Вдовиченко - активно рубится с врагами. Они ему отвечают взаимностью, стараются зарубить, но потом их враз переклинивает, и они вдруг - ни с того, ни с сего - в пылу боя бросаются впятером хватать его в плен. И таки утаскивают, а намного более колоритого и им наверняка известного атамана оглушают.. и он приходит в себя дома. Не взяли почему-то. Тогда отец, недавно еще не веривший в саму возможность пленения Андрия, уговаривает еврея доставить его в Варшаву, чтобы увидеть
казнь сына. И когда тот начинает на всю площадь звать отца, тот отзывается, так что вся площадь офигевает, и мы видим, как зондер-команды начинают пробивать к кричащему. Следующий кадр - Тарас в польском платье, на коне, где в заснеженном поле. Как?!
Апофигей наступает, когда мы узнаем, что казаки Тараса Бульбы по всем фронтам жмут поляков, отказываясь от каких-либо компромиссов - и это можно понять. А потом, когда полякам донесли, что атаман с небольшим отрядом вот тут, чуть не под носом, и на его поимку отряжают немалый отряд, Тарас командует пробиваться конным образом через строй копейщиков и.. сам остается один против кучи храбро погибать. Т.е. делает ровно то, что поляки и хотели. При этом погибнуть не получается, и его оперативно сжигают, с
бору по сосенке каменистого поля насобирав хвороста и сучьев в метр высотой и впридачу гладкое длинное бревно, чтобы привязать цепью, которую, очевидно, всегда с собой таскают на такой случай.
Технический момент.
Сам бой, видимо, снимали долго. Или массовку подбирали спустя рукава. Более-менее интересные схватки - это схватки первого плана, и то, случается, что в кадре зарубленный лях лежит и носом водит - видимо, трава щекочет. На втором и третьем плане итогового видеоряда массовка халтурит внаглую. Тут вспоминается ляп из второй, вроде, серии Пиратов Карибского Моря, где одному из моряков забыли нарисовать противника, и он увлеченно рубит саблей воздух. Так он и наступает, и отступает. А в "ТБ" если на первом плане основные герои крутятся, вертятся, и вообще двигаются, то остальные, не мудрствуя лукаво, стоят, чуть не вразвалочку, и просто лениво машут саблями. Как это проглядели при монтаже - понять сложно.
Халутра, впрочем, была и в схватках первого плана. Зачем десять раз прогонять полноценное убийство трех-пяти поляков с кровью, когда можно сделать один дубль с нанесением удара(так что рана "взрывается" кровью) и наделать дублей просто с передвижениями. В результате эти вставки сделали бои очень похожими один на другой.
А патриотическо-религиозный момент, привнесенный при помощи очень долго умирающих казаков, говорящих напротяжении десяти минут практически идентичные речевки во славу Руси и православия, утомил порядочно, отменив сам себя.