Time-searcher
22:38 12-09-2012 М.М. Казанский о сарматском оружии в лесной зоне Восточной Европы
М.М. Казанский

ОРУЖИЕ "ЗАПАДНОГО" И "ЮЖНОГО" ПРОИСХОЖДЕНИЯ В ЛЕСНОЙ ЗОНЕ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ В НАЧАЛЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В данной работе будут рассмотрены предметы вооружения, конской и всаднической экипировки V-VII вв., найденные на памятниках лесной зоны Восточной Европы, связанные по происхождению с "западными", то есть германскими и балтскими влияниями, а также вещи, которые могли сюда попасть в результате контактов с "южным", то есть славянским и степным, миром. Особое внимание обращено на находки в ареалах псковских длинных курганов (его раннего горизонта Линдора-Полибино), Тушемли, в меньшей степени дьяковской и мощинской культур. … Наконец, оружие с памятников колочинской культуры в лесной зоне мной уже рассматривалось ранее в контексте достоверно славянских цивилизаций [Kazanski, 1999].



При рассмотрении трехлопастных стрел надо четко различать два момента: их несомненно "степное", по крайней мере, южное, происхождение как типа оружия и реальность принадлежности этих стрел на "лесных" памятниках каким-то кочевникам. Напомним, что трехлопастные стрелы хорошо известны в Европе уже с римского времени [Zanier, 1988], их широкое распространение у разных народов, вплоть до саксов на побережье Северного моря [Von Quillfeld, Roggenbuck, 1985. Taf. 121.696b] и франков на Ла Манше [Kazanski, 1991. P. 135, 136, Fig. 7.24], также является общеизвестным фактом [см. об этом напр. Von Freeden, 1991; Казанский, 1999. С. 414]. На южной границе лесной зоны эти стрелы хорошо известны у славян [Kazanski, 1999. P. 202; Казанский, 1999. С. 414; Kazanski, 2000a. P. 414]. При этом у славян и германцев V-VI вв. в контексте, исключающем случайное попадание, известны не только стрелы, но и костяные накладки на боевой лук, необходимый для запуска тяжёлых стрел [см. напр. Горюнов, 1981. Рис. 21: 9; Tiheka, 1963. Obr. 13; Christlein, 1972. S. 261, 262]. Такая широкая география распространения трехлопастных стрел в лесной зоне, вплоть Псковщины, куда кочевники не добрались и во времена Батыя, исключает их жесткую привязку к каким бы то ни было группам степных воинов.