Time-searcher
13:44 07-11-2012 Мотив для миграций с Балкан; лелеги
Страбон, книга VII, гл. 7

1. Из всех ограниченных Истром Иллирийскими и Фракийскими горами народностей заслуживают внимания только те, которые занимают все Адриатическое побережье, начиная от впадины залива, и так называемую -C. 321- «левую сторону Понта» от реки Истра до Византия. Остаются еще южные части вышеупомянутой горной страны и области, лежащие под ними, к числу которых принадлежат Греция и соседняя с ней варварская страна вплоть до гор. Гекатей Милетский сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары. Впрочем, в древности во всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции: Пелопс привел из Фракии народы в Пелопоннес, названный его именем; Данай — из Египта, а дриопы (гермионяне - прим. моё - Г.Т.), кавконы, пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили между собой области по эту и по ту сторону перешейка. Так, Аттику заняли фракийцы -с. 293- под предводительством Евмолпа, Давлиду в Фокиде занял Терей, Кадмею — финикийцы во главе с Кадмом, а Беотию — аоны, теммики и гианты.
...
И даже на варварское происхождение некоторых указывают их имена: Кекропс, Кодр, Аикл, Коф, Дримас и Кринак. Фракийцы, иллирийцы и эпироты еще и теперь живут на окраинах Греции. Конечно, прежде варваров там жило еще больше, чем теперь, поскольку большую часть области, которая в настоящее время неоспоримо является Грецией, занимают варвары. Так, Македонией и некоторыми частями Фессалии владеют фракийцы, частями Акарнании и Этолии — феспроты, кассопеи, амфилохи, молоссы и афаманы — эпирские племена.

2. О пеласгах была уже речь (2). Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратниками: вот почему утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карии встречаются могильные курганы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые «укрепления лелегов». Во всей так называемой теперь Ионии жили карийцы и лелеги. Однако ионийцы вытеснили их и сами завладели этой страной, хотя еще раньше завоеватели Трои изгнали лелегов из области около Иды, т. е. близ Педаса и реки Сатниоиса. Доказательством того, что лелеги были варварами, можно считать самую их связь с карийцами. Что же касается того, что они кочевали не только вместе с карийцами, но и одни, да притом с давних пор, на это ясно указывает и Аристотель -C. 322- в «Политиях» (3). Так, например, в «Политии акарнанцев» он сообщает, что часть страны занимают куреты, а лелеги и телебои владели западной частью; в «Политии этолийцев» Аристотель называет современных локров лелегами, указывая, что они владели также и Беотией (то же самое он говорит и в «Политиях опунтцев и мегарцев»). В «Политии левкадийцев» он называет даже какого-то местного жителя Лелега, его внука по дочери Телебоя и 22 сына Телебоя, причем некоторые из них, по его словам, обосновались в Левкаде. Однако можно поверить Гесиоду, который так говорит о лелегах:

Властвовал некогда Локр над славным народом лелегов,
Их-то Кронион Зевес, кому ведомы вечные мысли,
Девкалиону предал — из земли избранное племя (4).
(Фрг. 141, 3, Паульсон)

Мне кажется, этой этимологией (5) поэт намекает на то, что они издревле являлись каким-то смешением разноплеменного сброда, поэтому этот народ вымер. То же самое можно было бы сказать и относительно кавконов, теперь уже нигде не существующих, хотя прежде они обитали во многих местах.
...

3. В прежнее время, несмотря на то что это были мелкие многочисленные и безвестные племена, все же благодаря густоте населения и тому, что у каждого племени был свой царь, определить их границы не составляло особого труда. Однако теперь, когда большая часть этой страны обращена в пустыню и ее поселения, в особенности города, исчезли с лица земли, даже если бы и возможно было определить с точностью их границы, то никакой пользы от этого бы не получилось из-за безвестности или полного их уничтожения. Последнее началось уже с древнего времени и во многих областях, но еще и теперь полностью не закончилось из-за восстаний. Римляне, которых жители сами выбрали себе властителями, устраивают лагери в самих их «домах» (6). По крайней мере, по рассказу Полибия, Павел (7) после победы над македонянами и Персеем разрушил 70 городов эпиротов (в большинстве принадлежавших молоссам) и обратил в рабство 150 000 человек.
...
4 В греческом тексте игра слов: «народ» (laús) и «камни» (lāas).
5 Корень слова Leleges имеет значение «собирать».
6 Покинутых жителями.
7 Эмилий Павел Македонский (консул 182, 162 гг. до н. э.) в 168 г. до н. э.