Аикути – кинжал без гарды.
Аои – форма гарды (цуба), похожа на растение мальва китайская.
Аси – обруч на ножнах для подвешивания меча, обоймица. Кольцо для подвешивания называется «обитори».
Букэ-дзукури – традиционный стиль меча с обмотанной тесьмой рукояткой, клинком ручной работы и лакированными ножнами, например, катана и вакидзаси.
Вакидзаси – традиционный короткий меч с клинком длинной от 300 до 610 мм, который носили в паре с мечём типа катана, затыкая за пояс лезвием кверху.
Дай-сэппа – широкая шайба, примыкающая к гарде (цуба), по одной с каждой стороны.
Ёкотэ – линия, отделяющая область острия клинка от остальной поверхности.
Кабуто-ганэ – головка рукояти мечей тати, син и кай-гунто.
Кадосакура – цветок вишни и десятью лепестками. Распространённый декоративный мотив, обычно присутствующий на армейских мечах.
Кай-гунто – (кай – море, гун – военный, то – меч) – образец военно-морского или флотского меча, напоминающий традиционный тип тати. Носили во времена Второй мировой войны.
Касира - головка рукояти традиционных мечей катана и вакидзаси, этот колпачок, с боков привязанный тесьмой обмотки рукоятки. Темляк или тесьма с кистью в этом случае не предусматривается.
Катана – тип традиционного меча с клинком длинной от 610 до 914 мм и более, который носили, затыкая за пояс лезвием вверх.
Когай – небольшой вертел или шпилька, вставляемая в один из двух карманов, вырезанных в ножнах традиционного меча, носили в паре с кодзука.
Кодзука – маленький нож, вставляемый в один из двух карманов, вырезанных в ножнах традиционного меча. Носили в паре с когай.
Кураката – деревянный, роговой или металлический выступ с ушком на поверхности ножен гражданского (традиционного) меча для предотвращения выскальзывания меча из-за пояса.
Кути-ганэ – гарнитура или прибор устья ножен.
Кю-гунто – (кю – прото- или первый, гун – военный, то – меч). Боевой меч в европейском стиле, как правило, сочетающийся с клинком традиционной формы, имел хождение в 1904 – 1905 гг. в период русско-японской войны.
Мати - выемка или зазубрина между клинком и хвостовиком традиционного японского меча.
Мон – фамильный японский герб.
Мумэй – хвостовик неподписанного клинка.
Мунэ – обух или тыльная сторона клинка.
Мэй – подпись или надпись, выгравированная на хвостовике клинка.
Мэкуги – бамбуковый колышек или штырь, скрепляющий рукоятку и клинок.
Мэкуги-ана – отверстие на хвостовике меча для Мэкуги. Если клинок подвергался перемонтировке, на хвостовике может быть более одного отверстия.
Нага-мару – цуба яйцевидной формы, встречающаяся на мечах кай-гунто.
Накаго – хвостовик меча.
Нанако – декор поверхности в виде маленьких полусферических выступов-гранул, напоминающих рыбью икру, используется при украшении деталей оправы гражданских мечей. Не следует путать с эффектом точечной штриховой гравировки, который создаётся крошечными углублениями и обычно встречается на элементах военных мечей.
Ниои – кристаллы, подобные ниэ, но значительно более мелкие, формируют линию закалённого края лезвия, т.е. хамон.
Ниэ – различимые невооруженным глазом белые кристаллы мартенсита, встречающиеся на границе закалённого края лезвия.
Осигата – скопированная притиранием подпись на хвостовике клинка, сделанная для описания или регистрации меча.
Рё-хицу – отверстие в гарде меча для удерживающего зажима кодзука, когай и т.п.
Самэ – применяемая для покрытия рукояток и ножен кожа ската с характерными округлыми наростами различных размеров.
Сарутэ – проходящее сквозь Кабуто-ганэ металлическое колечко или петля, служит для привязывания темляка.
Сая – японское название ножен.
Сибабики – вспомогательное крепление, удерживающее вместе две половинки ножен. На мечах син - кай-гунто оно играло только декоративную роль.
Син-гунто – (син – новый, гун – военный, то меч) – самый распространенный тип армейских мечей Второй мировой войны, основанный на традиционном тати.
Синоги – ребро клинка традиционной формы, идущее параллельно обуху и почти параллельно лезвию.
Синоги-дзукури – изогнутый клинок традиционного японского меча, имеющий ребро (синоги) и центр кривизны, находящийся примерно в середине длины клинка.
Сира-сая – простые белые деревянные ножны и рукоятка, предназначенные для хранения клинка.
Сунагаси – изогнутые линии ниэ, идущие вдоль и поперек; похожие на хамон, напоминают длинные и узкие полосы песка.
Сэппа – маленькие шайбы или прокладки гарды меча, прилегающие к дай-сэппа, иногда их число доходит до трёх с каждой стороны.
Сякудо – отделка металлических деталей оправы преимущественно гражданских (традиционных) мечей, в результате которой они приобретают цвет «пушечной бронзы», эффект достигается патинированием сплава меди с небольшим количества золота.
Танто – традиционный кинжал, монтируемый с гардой.
Тати – традиционный меч, подвешиваемый к поясу, с клинком длинной от 610 до 1270 мм. Ножны имеют два обруча для подвешивания (аси), снабженные поясными крюками.
Фути – металлический обод в основании рукояти; муфта.
Хабаки металлический воротник на основании клинка, который служит закрепляющим клинком при вхождении в ножны.
Хамон – туманная белая линия кристаллов мартенсита между закалённым краем якиба и поверхностью лезвия. Может иметь разные формы, каждая со своим названием.
Цуба – гарда гражданского меча, а также кинжала танто и мечей типа син-гунто и кай-гунто.
Цука – рукоять японского меча.
Якиба - закалённый (или точнее «укреплённый, твёрдый») край традиционного японского клинка, ограниченный хамоном.
Ясури-мэ – отметки на хвостовике, оставленные напильником.